Вход
0 отзывов
Адыгейский национальный костюм
Республика Адыгея, Майкоп, городской округ Майкоп, Крестьянская улица, 236
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Адыгейский национальный костюм

Описание

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками». 

У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов. Длина черкески зависела от моды, обычная же длина — немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек — газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее — прямые широкие.

Под черкеску поверх нательной рубашки надевали бешмет — кафтан с высоким стоячим воротником, застежкой спереди посередине до пояса, длинными и узкими рукавами. Богатые шили бешмет из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне — из домотканого сукна, а позднее из бумажной ткани. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой — две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком. На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посередине подошвы — чувяки. Князья часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения. Упомянем еще кожаный узкий пояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой и кресалом.

Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрезе платья. Под рубахой носили шаровары, собранные внизу. С периода созревания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика — темно-красный, черный, реже — синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье, по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами и золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII — начале XIX века делались длинными, разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя, из-под которых были видны рукава кафтанчика и рубашки. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки. 

Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она созревала для замужества, то надевала так называемую золотую шапочку, которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке. Стоит отметить, что у черкесов больше в почете было серебро, нежели золото.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг шеи. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец, к рождению ребенка. Перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской — чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета. Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения. Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия.


Источник фотографий: Russia.Travel

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками». 

У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов. Длина черкески зависела от моды, обычная же длина — немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек — газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее — прямые широкие.

Под черкеску поверх нательной рубашки надевали бешмет — кафтан с высоким стоячим воротником, застежкой спереди посередине до пояса, длинными и узкими рукавами. Богатые шили бешмет из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне — из домотканого сукна, а позднее из бумажной ткани. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой — две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком. На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посередине подошвы — чувяки. Князья часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения. Упомянем еще кожаный узкий пояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой и кресалом.

Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрезе платья. Под рубахой носили шаровары, собранные внизу. С периода созревания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика — темно-красный, черный, реже — синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье, по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами и золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII — начале XIX века делались длинными, разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя, из-под которых были видны рукава кафтанчика и рубашки. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки. 

Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она созревала для замужества, то надевала так называемую золотую шапочку, которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке. Стоит отметить, что у черкесов больше в почете было серебро, нежели золото.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг шеи. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец, к рождению ребенка. Перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской — чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета. Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения. Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала