Вход
0 отзывов
Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг»
Забайкальский край, село Амитхаша (Агинский Дацан), Агинский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг»

Описание

Агинский дацан, объект культурного наследия федерального значения, расположен в селе Амитхаша. Основан он в 1811 году в местности Булактуй напротив горы Улиртуй и реки Аги. Общая конструкция одноглавого православного храма была приспособлена под малый ламаистский храм, дуган, который строился в 1811–1816 годах. Окончив строительство, агинские буряты пригласили на освящение дугана Ринчин-ламу. Освященный храм получил название «Дэчен Лхундублинг», в переводе с тибетского — «Обитель спонтанной реализации великого блаженства». Божествами-хранителями дацана стали Джамсаран, монголо-тибетский Бог войны, и Лхамо, прославленная женская Богиня в буддизме.

Первоначально дацан состоял из центрального храма Чойра и четырех малых храмов: Дара-Эхе и Дуйнхор были возведены в 1811 году, Манла и Гунриг — в 1816 году. Архитектура первого здания Агинского дацана отличалась влиянием традиций русского церковного зодчества: в строении сочетались отдельные элементы тибетского, китайского и русского стилей. Восточный облик создавался архитектурными особенностями конструкции крыши, карнизов, фриза. В середине XIX века началось строительство нового здания. В 1897 году в дацане отремонтировали крыши, а в 1915 году обновлялись угловые и деревянные украшения.

В последней четверти XIX века дацан стал самым крупным буддийским монастырем Забайкалья и к концу того же века прославился далеко за пределами Забайкалья своей медицинской, философской и астрологической школами. Знаменита была его библиотека (Барай-сумэ), в которой хранилось более сорока тысяч ксилографических досок с тибетскими и монгольскими текстами, а также деревянные клише с рисунками для книг и культовыми изображениями. Это позволило дацану печатать основные учебники для буддийских школ: Цаннид, Манба, Чжуд и Дуйнхор, тогда как другие дацаны Забайкалья имели матрицы учебной литературы только для школ Цаннид и Манба. Здесь также издавалась азбука, пособия по грамматике и тибетско-монгольские словари, ритуальные тексты бытовой обрядности на тибетском и монгольском языках для лам и мирян, популярная литература на монгольском языке для буддийского просвещения и воспитания прихожан.

В советский период ламаистское духовенство дацана подверглось репрессиям. Аресты в начались в 1930 году, в конце 1930-х годов дацан был закрыт. Большинство зданий разобрали, а уцелевшие использовали под туберкулезный и наркологический диспансеры. Принадлежавшие монастырю богослужебные предметы и произведения религиозного искусства пополнили собой экспозиции и фонды государственных музеев Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ, оставшееся имущество подверглось разграблению. В 1940 году на территории дацана была размещена воинская часть.

В 1946 году Агинский дацан был вновь открыт, но только в 1990 году по требованию жителей Агинского Бурятского автономного округа дацан вновь обрел свое историческое здание. Из Санкт-Петербурга были возвращены статуя Майдари и около 250 буддийских богослужебных предметов. В 1991 году дацан посетил и освятил Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо.

В январе 2004 года, после семидесятилетнего перерыва и дестилетней реставрации в дацане был проведен первый хурал. Через год полностью восстановили двадцатидвухметровую ступу «Юндум Шодон». Построены дуганы Зула и «Восемь священных ступ». На территории дацана функционирует высшее духовное профессиональное образовательное учреждение Агинская Буддийская Академия.


Источник фотографий: Russia.Travel

Агинский дацан, объект культурного наследия федерального значения, расположен в селе Амитхаша. Основан он в 1811 году в местности Булактуй напротив горы Улиртуй и реки Аги. Общая конструкция одноглавого православного храма была приспособлена под малый ламаистский храм, дуган, который строился в 1811–1816 годах. Окончив строительство, агинские буряты пригласили на освящение дугана Ринчин-ламу. Освященный храм получил название «Дэчен Лхундублинг», в переводе с тибетского — «Обитель спонтанной реализации великого блаженства». Божествами-хранителями дацана стали Джамсаран, монголо-тибетский Бог войны, и Лхамо, прославленная женская Богиня в буддизме.

Первоначально дацан состоял из центрального храма Чойра и четырех малых храмов: Дара-Эхе и Дуйнхор были возведены в 1811 году, Манла и Гунриг — в 1816 году. Архитектура первого здания Агинского дацана отличалась влиянием традиций русского церковного зодчества: в строении сочетались отдельные элементы тибетского, китайского и русского стилей. Восточный облик создавался архитектурными особенностями конструкции крыши, карнизов, фриза. В середине XIX века началось строительство нового здания. В 1897 году в дацане отремонтировали крыши, а в 1915 году обновлялись угловые и деревянные украшения.

В последней четверти XIX века дацан стал самым крупным буддийским монастырем Забайкалья и к концу того же века прославился далеко за пределами Забайкалья своей медицинской, философской и астрологической школами. Знаменита была его библиотека (Барай-сумэ), в которой хранилось более сорока тысяч ксилографических досок с тибетскими и монгольскими текстами, а также деревянные клише с рисунками для книг и культовыми изображениями. Это позволило дацану печатать основные учебники для буддийских школ: Цаннид, Манба, Чжуд и Дуйнхор, тогда как другие дацаны Забайкалья имели матрицы учебной литературы только для школ Цаннид и Манба. Здесь также издавалась азбука, пособия по грамматике и тибетско-монгольские словари, ритуальные тексты бытовой обрядности на тибетском и монгольском языках для лам и мирян, популярная литература на монгольском языке для буддийского просвещения и воспитания прихожан.

В советский период ламаистское духовенство дацана подверглось репрессиям. Аресты в начались в 1930 году, в конце 1930-х годов дацан был закрыт. Большинство зданий разобрали, а уцелевшие использовали под туберкулезный и наркологический диспансеры. Принадлежавшие монастырю богослужебные предметы и произведения религиозного искусства пополнили собой экспозиции и фонды государственных музеев Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ, оставшееся имущество подверглось разграблению. В 1940 году на территории дацана была размещена воинская часть.

В 1946 году Агинский дацан был вновь открыт, но только в 1990 году по требованию жителей Агинского Бурятского автономного округа дацан вновь обрел свое историческое здание. Из Санкт-Петербурга были возвращены статуя Майдари и около 250 буддийских богослужебных предметов. В 1991 году дацан посетил и освятил Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо.

В январе 2004 года, после семидесятилетнего перерыва и дестилетней реставрации в дацане был проведен первый хурал. Через год полностью восстановили двадцатидвухметровую ступу «Юндум Шодон». Построены дуганы Зула и «Восемь священных ступ». На территории дацана функционирует высшее духовное профессиональное образовательное учреждение Агинская Буддийская Академия.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала