Вход
0 отзывов
Ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней в Суздале
Владимирская область, Суздаль, муниципальное образование город Суздаль, улица Ленина, 73Б
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней в Суздале

Описание

Ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей Дата постройки: Между 1667 и 1745. С северной стороны бывшего посада в центре Суздаля, ближе к Ризоположенскому монастырю, находится живописный ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней. Лазаревская (1667 год) - одна из наиболее замечательных приходских церквей Суздаля. В отличие от других она двустолпная. Это позволило средневековым зодчим сделать все пять ее барабанов световыми. Поток света сверху делает удивительно уютным пребывание в ней. С двух столпов, стоящих посередине церкви, перекинуты на стены арки. Облик церкви с тремя апсидами, кокошниками типичен для построек XVII века. Антипьевская церковь (1745 год) по своим формам близка к типу деревянных клетских церквей. К ее западному фасаду примыкает нарядная шатровая колокольня с вогнутым шатром. Реставрация колокольни вернула памятнику прежнюю красивую расцветку фасадов. Профессиональная информация по объекту Лазаревская ц. Адрес: г.Суздаль, ул.Старая. Памятник архитектуры республиканского значения церковь Святого Лазаря 1667 г. в Суздале был впервые введен в научный и культурный оборот обмерами в 1956 году известным реставратором и ученым Алексеем Дмитриевичем Варгановым (1905-1977). Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30/08/1960г. церковь была взята на государственную охрану, затем передана в ведение Владимиро-Суздальского музея заповедника.

      Судя по сохранившимся документам, из-за постоянной нехватки денежных средств ремонты 19 века выполнялись довольно грубо. За счет более примитивных и упрощенных решений кровли при ремонте 1912 года церковь значительно потеряла в своей красоте и выразительности облика. В этот же ремонт церковь штукатурилась новинкой того времени цементным раствором, который значительно навредил в дальнейшем, не давая кладке "дышать", т.е. избавляться от излишней атмосферной и каппилярной влаги. В 1958 году была сделана бетонная отмостка вокруг церкви. Решение было ошибочное, неграмотное, за внешней красотой скрылась инженерная проблема, на которую впоследствии будет обращено внимание в учебниках по реставрационному делу. Между новой бетонной и древней глиняной отмосткой образовался метровой толщины грунтовый слой, как мешок накапливающий любые атмосферные осадки. Далее вода из него стала по каппилярам кирпичной кладки подниматься вверх по стенам, разрушая их. В 1962 году А.Д. Варгановым был восстановлен красивый западный портал внутри церкви, соединяющий теплый притвор с основным объемом. В дальнейшем здание практически не использовалось, либо служило как холодный склад, к середине 80х годов сильно обветшало, в особенности железная кровля. Кирпичи покрылись сединой высолов, которые уничтожили все росписи. В 1987-88г.г. были проведены научные исследования и разработан проект реставрации церкви и приспособления ее под музейную экспозицию. Автор проекта Любовь Евгеньевна Шерстобитова. Исследованиями было доказано первоначальное наличие красивых кокошников на кровле, и предусмотрено их восстановление в первоначальном виде, как декоративного и нарядного обрамления закомар.

      В ходе исследований и проектирования выявилось множество трудностей. Одна из основных, это подъем культурного слоя земли до полутора метров по сравнению с первоначальным. Церковь из-за этого не защищена от грунтовой влаги, и она поднимается на высоту до трех метров стен, стены сильно страдают из-за этого. Имелись также и сквозные трещины в стенах. Археологические раскопки показали наличие древней деревянной ограды из бревен рядом с церковью, церковь чрезвычайно затеснена окружающими гражданскими постройками и Антипьевской ц., поэтому какие-либо земляные работы затруднены, или вовсе невозможны. Древние зодчие для легкости зрительного восприятия церкви сделали завал стен, сужение их кверху. Спустя столетия худая кровля дала протечки, и этот строительный прием, отлично себя зарекомендовавший со времен древней Греции, значительно ухудшил состояние стен, поскольку дождевая вода с легкостью стала замачивать наклоненные фасады. В начале 90х годов реставраторы во главе с Андреем Ивановичем Нечаевым, директором Суздальского реставрационного участка, приступили к работе и сделали полностью ремонт и реставрацию кровель. Церковь обзавелась медными кровлями по ажурным тесаным журавцам стропил, новыми кокошниками второго яруса, приобрела исключительно нарядный вид. После завершения основных работ церковь из ведения Музея была передана Епархии и до настоящего времени является действующим храмом.

Церковь Лазаря Четверодневного (Входит в ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей (см выше))

      За торговыми рядами по дороге к Ризоположенскому монастырю с правой стороны стоит церковь Лазаря. Еще в XV веке перед северными воротами острога здесь находилась одноименная деревянная церковь, бывшая в начале XVII столетия шатровой. Существующая пятиглавая церковь (1667) по внешнему облику типична для многих церковных построек XVII века: кубический объем "четверика" с тремя апсидами, разные на каждом из фасадов порталы, широкий сочный карниз с подковообразными кокошниками и пояском изразцов; такие же кокошники украшают подножия угловых главок, барабаны глав убраны аркатурно-колончатым поясом. Но в отличие от обычных храмов этого рода, где угловые главы глухие, здесь все они имеют окна. Это связано с интересной и редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба, на которые опираются две пары продольных арок, перекинутых на восточную и западную стены; между ними возведены своды. В промежутке средних сводов, меж столбами, на небольших парусах поставлен барабан главы. Эта конструкция известна еще в XVI веке и была изобретением мастеров северных заволжских городов, откуда она проникла и в зодчество городов Поволжья. Появление здания этого типа в Суздале, возможно, говорит о работе здесь пришлых северных, может быть, вологодских зодчих. По-видимому, их же работой является построенный несколько раньше собор Васильевского монастыря. В паре с Лазаревской церковью стоит сооруженная столетием позже, в 1745 году, "теплая" церковь Антипия с нарядным ажурным гребнем из просечного железа на коньке ее кровли По книге Н.Н. Воронина "Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли"

Церковь Антипы, епископа Пергамского (Входит в ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей (см выше))

      В паре с Лазаревской церковью стоит сооруженная столетием позже, в 1745 году, "теплая" церковь Антипия с нарядным ажурным гребнем из просечного железа на коньке ее кровли. Очень хороша и стройна примыкающая к церкви Антипия с запада и построенная, видимо, несколько раньше колокольня с типичным для Суздаля вогнутым шатром с круглыми люкарнами-"слухами". Она очень похожа на колокольню церкви Николы в кремле. При реставрации комплекса А.Д.Варгановым в 1959 году восстановлена ее старая наружная расцветка, выделявшая здание среди других колоколен Суздаля. Эта несколько непривычная черта архитектурного облика колокольни была характерна для вкусов более ранней поры - XVII века, когда заказчики особо оговаривали богатую полихромию построек, например, "прописати колокольню красками разныя растески, а где прямая стена - прописать в кирпич суриком, а у шатра стрелки перевить, а меж стрелок обелить, а слухи, закомары и окна прописать разными красками; да у колокольни которое резное дело каменное разветвить и прописать красками...". Зодчий суздальской антипьевской колокольни еще в XVIII веке питал старую любовь к полихромии постройки. По книге Н.Н. Воронина "Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли".


Источник фотографий: Russia.Travel

Ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей Дата постройки: Между 1667 и 1745. С северной стороны бывшего посада в центре Суздаля, ближе к Ризоположенскому монастырю, находится живописный ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней. Лазаревская (1667 год) - одна из наиболее замечательных приходских церквей Суздаля. В отличие от других она двустолпная. Это позволило средневековым зодчим сделать все пять ее барабанов световыми. Поток света сверху делает удивительно уютным пребывание в ней. С двух столпов, стоящих посередине церкви, перекинуты на стены арки. Облик церкви с тремя апсидами, кокошниками типичен для построек XVII века. Антипьевская церковь (1745 год) по своим формам близка к типу деревянных клетских церквей. К ее западному фасаду примыкает нарядная шатровая колокольня с вогнутым шатром. Реставрация колокольни вернула памятнику прежнюю красивую расцветку фасадов. Профессиональная информация по объекту Лазаревская ц. Адрес: г.Суздаль, ул.Старая. Памятник архитектуры республиканского значения церковь Святого Лазаря 1667 г. в Суздале был впервые введен в научный и культурный оборот обмерами в 1956 году известным реставратором и ученым Алексеем Дмитриевичем Варгановым (1905-1977). Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30/08/1960г. церковь была взята на государственную охрану, затем передана в ведение Владимиро-Суздальского музея заповедника.

      Судя по сохранившимся документам, из-за постоянной нехватки денежных средств ремонты 19 века выполнялись довольно грубо. За счет более примитивных и упрощенных решений кровли при ремонте 1912 года церковь значительно потеряла в своей красоте и выразительности облика. В этот же ремонт церковь штукатурилась новинкой того времени цементным раствором, который значительно навредил в дальнейшем, не давая кладке "дышать", т.е. избавляться от излишней атмосферной и каппилярной влаги. В 1958 году была сделана бетонная отмостка вокруг церкви. Решение было ошибочное, неграмотное, за внешней красотой скрылась инженерная проблема, на которую впоследствии будет обращено внимание в учебниках по реставрационному делу. Между новой бетонной и древней глиняной отмосткой образовался метровой толщины грунтовый слой, как мешок накапливающий любые атмосферные осадки. Далее вода из него стала по каппилярам кирпичной кладки подниматься вверх по стенам, разрушая их. В 1962 году А.Д. Варгановым был восстановлен красивый западный портал внутри церкви, соединяющий теплый притвор с основным объемом. В дальнейшем здание практически не использовалось, либо служило как холодный склад, к середине 80х годов сильно обветшало, в особенности железная кровля. Кирпичи покрылись сединой высолов, которые уничтожили все росписи. В 1987-88г.г. были проведены научные исследования и разработан проект реставрации церкви и приспособления ее под музейную экспозицию. Автор проекта Любовь Евгеньевна Шерстобитова. Исследованиями было доказано первоначальное наличие красивых кокошников на кровле, и предусмотрено их восстановление в первоначальном виде, как декоративного и нарядного обрамления закомар.

      В ходе исследований и проектирования выявилось множество трудностей. Одна из основных, это подъем культурного слоя земли до полутора метров по сравнению с первоначальным. Церковь из-за этого не защищена от грунтовой влаги, и она поднимается на высоту до трех метров стен, стены сильно страдают из-за этого. Имелись также и сквозные трещины в стенах. Археологические раскопки показали наличие древней деревянной ограды из бревен рядом с церковью, церковь чрезвычайно затеснена окружающими гражданскими постройками и Антипьевской ц., поэтому какие-либо земляные работы затруднены, или вовсе невозможны. Древние зодчие для легкости зрительного восприятия церкви сделали завал стен, сужение их кверху. Спустя столетия худая кровля дала протечки, и этот строительный прием, отлично себя зарекомендовавший со времен древней Греции, значительно ухудшил состояние стен, поскольку дождевая вода с легкостью стала замачивать наклоненные фасады. В начале 90х годов реставраторы во главе с Андреем Ивановичем Нечаевым, директором Суздальского реставрационного участка, приступили к работе и сделали полностью ремонт и реставрацию кровель. Церковь обзавелась медными кровлями по ажурным тесаным журавцам стропил, новыми кокошниками второго яруса, приобрела исключительно нарядный вид. После завершения основных работ церковь из ведения Музея была передана Епархии и до настоящего времени является действующим храмом.

Церковь Лазаря Четверодневного (Входит в ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей (см выше))

      За торговыми рядами по дороге к Ризоположенскому монастырю с правой стороны стоит церковь Лазаря. Еще в XV веке перед северными воротами острога здесь находилась одноименная деревянная церковь, бывшая в начале XVII столетия шатровой. Существующая пятиглавая церковь (1667) по внешнему облику типична для многих церковных построек XVII века: кубический объем "четверика" с тремя апсидами, разные на каждом из фасадов порталы, широкий сочный карниз с подковообразными кокошниками и пояском изразцов; такие же кокошники украшают подножия угловых главок, барабаны глав убраны аркатурно-колончатым поясом. Но в отличие от обычных храмов этого рода, где угловые главы глухие, здесь все они имеют окна. Это связано с интересной и редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба, на которые опираются две пары продольных арок, перекинутых на восточную и западную стены; между ними возведены своды. В промежутке средних сводов, меж столбами, на небольших парусах поставлен барабан главы. Эта конструкция известна еще в XVI веке и была изобретением мастеров северных заволжских городов, откуда она проникла и в зодчество городов Поволжья. Появление здания этого типа в Суздале, возможно, говорит о работе здесь пришлых северных, может быть, вологодских зодчих. По-видимому, их же работой является построенный несколько раньше собор Васильевского монастыря. В паре с Лазаревской церковью стоит сооруженная столетием позже, в 1745 году, "теплая" церковь Антипия с нарядным ажурным гребнем из просечного железа на коньке ее кровли По книге Н.Н. Воронина "Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли"

Церковь Антипы, епископа Пергамского (Входит в ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей (см выше))

      В паре с Лазаревской церковью стоит сооруженная столетием позже, в 1745 году, "теплая" церковь Антипия с нарядным ажурным гребнем из просечного железа на коньке ее кровли. Очень хороша и стройна примыкающая к церкви Антипия с запада и построенная, видимо, несколько раньше колокольня с типичным для Суздаля вогнутым шатром с круглыми люкарнами-"слухами". Она очень похожа на колокольню церкви Николы в кремле. При реставрации комплекса А.Д.Варгановым в 1959 году восстановлена ее старая наружная расцветка, выделявшая здание среди других колоколен Суздаля. Эта несколько непривычная черта архитектурного облика колокольни была характерна для вкусов более ранней поры - XVII века, когда заказчики особо оговаривали богатую полихромию построек, например, "прописати колокольню красками разныя растески, а где прямая стена - прописать в кирпич суриком, а у шатра стрелки перевить, а меж стрелок обелить, а слухи, закомары и окна прописать разными красками; да у колокольни которое резное дело каменное разветвить и прописать красками...". Зодчий суздальской антипьевской колокольни еще в XVIII веке питал старую любовь к полихромии постройки. По книге Н.Н. Воронина "Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли".


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала