Выбор города
Москва Санкт-Петебург Сочи Казань Новосбирск Нижний Новгород Калининград Екатеринбург
Абакан Анапа Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Белокуриха Благовещенск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Вологда Воронеж Выборг Горячий Ключ Дербент Евпатория Екатеринбург Елец Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Каменск-Уральский Кемерово Киров Кисловодск Кострома Краснодар Красноярск Кунгур Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Майкоп Махачкала Москва Мурманск Мытищи Мышкин Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Оренбург Орёл Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Псков Пятигорск Ростов Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Симферополь Смоленск Соликамск Сочи Ставрополь Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Углич Улан-Удэ Ульяновск Уфа Феодосия Хабаровск Ханты-Мансийск Чебоксары Челябинск Чита Элиста Якутск Ялта Ярославль
  1. Главная
  2. Кировская область
  3. Места
  4. Монастыри
  5. Ансамбль Успенского Трифонова монастыря
Мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в городе Кирове, Трифонов монастырь, — одна из древнейших обителей Вятского края.

Ансамбль Успенского Трифонова монастыря

Ансамбль Успенского Трифонова монастыря: Фото 1

Описание

Мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в городе Кирове, Трифонов монастырь, — одна из древнейших обителей Вятского края. На протяжении нескольких веков он был духовным наставником, культурным и образовательным центром, колонизатором новых земель, богадельней и многим другим. Его основателем стал выходец из архангельских крестьян, монах Пыскорского монастыря — преподобный Трифон (ок. 1546–1612) (в миру — Трофим Дмитриевич Подвизаев). По его предложению жители пяти вятских городов написали царю Ивану Грозному челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 года царь дал преподобному Трифону грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями.

Первое каменное сооружение ансамбля — Успенский собор, строительство которого велось с 1684 по 1689 годы — является самым древним из дошедших до нас каменных сооружений вятского края. Внешний облик собора отличается простотой и скромностью архитектурного образа. Гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три вертикальных части, что подчеркивают и полукруглые наружные участки стены. Горизонтальные линии составляют легкий междуярусный поясок и нарядный карниз. Богато декорированные карнизы украшают барабаны глав. В интерьере собора сохранилась роспись. Первые живописные композиции на стенах храма появились еще в XVIII столетии. В 1811 году местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым, относятся к 1873 году. Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков.

Деревянный Никольский надвратный храм был построен в конце XVI века, обозначив северную границу монастырской территории. В 1690 — 1695 годах он перестроен в камне. Первоначально храм имел пятиглавое завершение, но после пожара 1752 года надвратная церковь получила деревянный сводообразный потолок, четырехскатную кровлю и одну деревянную главку на тонком барабане. К 1764 году глава на Никольском храме уже была обита железом. Композиционное решение Никольской церкви традиционно для надвратных комплексов. Высокое мастерство отличает художественное решение фасадов памятника. Два яруса тройных окон обрамлены изящными наличниками. Ворота, из которых одни (восточные) назывались Святыми, а другие были проезжими, хорошо увязаны с общей композицией храма. Деревянная шатровая звонница на четырех столбах была срублена в Успенском монастыре в конце XVI века. В 1714 году звонница пополнила каменные здания монастыря, связывая воедино всю центральную группу строений монастыря. После пожара 1752 года завершение колокольни было перестроено, работы по ее восстановлению были окончены к 1764 году. В XIX столетии ее верхний ярус украсили часы. Среди особо ценных колоколов имелся большой колокол весом 525 пудов с изображением на одной стороне образа Успения Божией Матери, а на другой — Преподобного Трифона. Колокол был отлит хлыновцем Иваном Головиным в 1762 году. В начале XX столетия колокола были перелиты на Слободском заводе наследников Бакулева без сохранения надписей и форм. В 1935 году колокольня была разобрана, а в конце 1990-х годов вновь воссоздана по архивным описям и старым фотографиям.

В линию северной границы монастырской территории в 1719 году был возведен двухэтажный корпус настоятельских келий. В помещениях первого этажа, перекрытых сводами, размещались казначейская и монастырский приказ, в верхнем этаже — комнаты настоятеля.

Из-под уступа западного склона к речке Хлыновице бьют родники. В период основания монастыря для сбора ключевой воды здесь был устроен колодец, который, по преданию, выкопал сам архимандрит Трифон. В это же время над колодезным срубом поставили деревянную часовню. В течение XVIII — XX веков часовню не раз перестраивали, а в 1930-е годы разобрали.

В ходе реставрации монастырского ансамбля было принято решение о воссоздании надкладезной часовни.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы

Отзывов пока нет, будь первым!
Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала