Вход
0 отзывов
Балхар – центр гончарного искусства
Республика Дагестан, село Балхар, Акушинский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Балхар – центр гончарного искусства

Описание

Балхар — лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Оно известно прежде всего своей керамикой. Гончарным производством издревле занимались только женщины. Женщины  формируют свое изделия на гончарном  круге —  жюлла (круглая доска, вращающаяся на стержне), которая посыпается золой и на нее кладётся пласт глины. Готовое изделие  обжигают в печи и приступают после  просушки к красивому двухцветному раскрашиванию, после которого оживает чудесный мир  волшебных сказок с их фантазией, мечтами и надеждами.

Недалеко от Балхара  находится озеро, из которого добывается глина, вязкая как пластилин, а в горах от востока и запада аула имеются месторождения цветных глин — красной и белой. Вот при помощи этих двух красок  балхарки создают  свои бесконечные орнаменты, богатые  различными вариациями и сохраняющими при всём своём разнообразии единство стиля. В старину изготавливались только нужные в обиходе вещи — водолеи, маслобойки, миски, блюда. На балхарские сосуды всегда был спрос. В 1936 году в Балхаре была организована  специальная артель, а вскоре появились мастерицы росписи. Первой из них стала Патимат Амирханова, гончарные изделия которой выставлялись в Москве, а альбомы с её узорами  до сих пор хранятся  в архиве  Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то, именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики. В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от пережитков матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. На человека, нарушившему это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома. Этот штраф по сути являлся одной из форм ритуального жертвоприношения.


Источник фотографий: Russia.Travel

Балхар — лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Оно известно прежде всего своей керамикой. Гончарным производством издревле занимались только женщины. Женщины  формируют свое изделия на гончарном  круге —  жюлла (круглая доска, вращающаяся на стержне), которая посыпается золой и на нее кладётся пласт глины. Готовое изделие  обжигают в печи и приступают после  просушки к красивому двухцветному раскрашиванию, после которого оживает чудесный мир  волшебных сказок с их фантазией, мечтами и надеждами.

Недалеко от Балхара  находится озеро, из которого добывается глина, вязкая как пластилин, а в горах от востока и запада аула имеются месторождения цветных глин — красной и белой. Вот при помощи этих двух красок  балхарки создают  свои бесконечные орнаменты, богатые  различными вариациями и сохраняющими при всём своём разнообразии единство стиля. В старину изготавливались только нужные в обиходе вещи — водолеи, маслобойки, миски, блюда. На балхарские сосуды всегда был спрос. В 1936 году в Балхаре была организована  специальная артель, а вскоре появились мастерицы росписи. Первой из них стала Патимат Амирханова, гончарные изделия которой выставлялись в Москве, а альбомы с её узорами  до сих пор хранятся  в архиве  Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то, именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики. В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от пережитков матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. На человека, нарушившему это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома. Этот штраф по сути являлся одной из форм ритуального жертвоприношения.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала