Здесь некогда была одна боевая и 11 жилых башен. Как и во всех башенных комплексах горной Ингушетии, на втором этаже боевой башни имеется сводчатый дверной проем, а на первом этаже — мешки-отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов, а также для содержания пленников. С первого взгляда Шоан напоминает гнездо ласточки, прилипшее к крутой скале. По рассказам старожилов, в Шоане жили мастера-оружейники, девушки славились ткацким мастерством, умением вышивать золотом, серебром, бисером.
В окрестностях селения расположен «Городок мертвых» («Мохде»), Шоанское святилище богини весны Тушоли, на восточной стороне Шоана — два языческих столпообразных святилища.
На левом берегу речки, разделяющей Шоан на две части, у входа в шоанское ущелье на высоком склоне находится кладбище тех далеких времен. Надмогильные камни (чурташ) заросли зеленым мхом. По словам старожилов, здесь похоронен последний языческий жрец Элмарз-Хаджи Хаутиев, признанный в Ингушетии святым.
Как известно, до принятия ислама ингуши молились силам природы, просили помощи у единого языческого бога — Дялы.
Каждый народ вписывает в свою историю яркие личности. Нередко в процессе времени они обрастают легендами. Последний величественный жрец древней религии ингушей — Элмарз-Хаджи Хаутиев легендами обрасти не успел, так как еще живы люди, соприкасавшиеся с ним, и они повествуют о нем как о личности и простой, и сложной, и земной, и загадочно-космической.
Элмарз-Хаджи Хаутиев родился в 1766 году в ауле Шоан. Справедливо считалось, что жрец должен быть внешне красивым, с отменным здоровьем, так как он служит посредником между Богом и людьми. Таким и был Элмарз: красивый, высокий плотный мужчина с незаурядным умом. Он тщательно следил за своим внешним видом и здоровьем. Часто повторял: сладкое укрепляет кость — и ел мед; жирное дает силу — и умеренно лакомился копченым курдюком годовалого барана, обмакивая его в цу (толокно), или ел баранину, сваренную в молоке. Из напитков считал лучшим студеную родниковую воду. Курил любимую трубку, набитую табаком, подаренным соседями-хевсурами. На протяжении 80 лет Элмарз-Хаджи Хаутиев являлся жрецом Шоанского ущелья горной Ингушетии. В 1873 году в возрасте 107 лет Хатуев принял ислам. В 1905 году бывший жрец совершил хадж в Мекку.
В 1908 году 142-летний Элмарз совершил второе паломничество в Мекку. В Мекке его пригласил погостить у себя шейх Джамалейл. В течении трех месяцев Элмарз и Джамалейл с интересом общались друг с другом. Элмарз подробно изучал правила ислама. В Мекке Элмарза хорошо подлечили лучшие мекканские лекари. Потом по распоряжению Джамалейла его довезли до моря и посадили на корабль. Элмарз вернулся домой умиротворенным. Всего же этот удивительный человек прожил 157 лет.
Перед смертью он завещал землякам: «Берегите горы, не покидайте их. Будут у вас горы, будет и равнина».
Источник фотографий: Russia.Travel
Здесь некогда была одна боевая и 11 жилых башен. Как и во всех башенных комплексах горной Ингушетии, на втором этаже боевой башни имеется сводчатый дверной проем, а на первом этаже — мешки-отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов, а также для содержания пленников. С первого взгляда Шоан напоминает гнездо ласточки, прилипшее к крутой скале. По рассказам старожилов, в Шоане жили мастера-оружейники, девушки славились ткацким мастерством, умением вышивать золотом, серебром, бисером.
В окрестностях селения расположен «Городок мертвых» («Мохде»), Шоанское святилище богини весны Тушоли, на восточной стороне Шоана — два языческих столпообразных святилища.
На левом берегу речки, разделяющей Шоан на две части, у входа в шоанское ущелье на высоком склоне находится кладбище тех далеких времен. Надмогильные камни (чурташ) заросли зеленым мхом. По словам старожилов, здесь похоронен последний языческий жрец Элмарз-Хаджи Хаутиев, признанный в Ингушетии святым.
Как известно, до принятия ислама ингуши молились силам природы, просили помощи у единого языческого бога — Дялы.
Каждый народ вписывает в свою историю яркие личности. Нередко в процессе времени они обрастают легендами. Последний величественный жрец древней религии ингушей — Элмарз-Хаджи Хаутиев легендами обрасти не успел, так как еще живы люди, соприкасавшиеся с ним, и они повествуют о нем как о личности и простой, и сложной, и земной, и загадочно-космической.
Элмарз-Хаджи Хаутиев родился в 1766 году в ауле Шоан. Справедливо считалось, что жрец должен быть внешне красивым, с отменным здоровьем, так как он служит посредником между Богом и людьми. Таким и был Элмарз: красивый, высокий плотный мужчина с незаурядным умом. Он тщательно следил за своим внешним видом и здоровьем. Часто повторял: сладкое укрепляет кость — и ел мед; жирное дает силу — и умеренно лакомился копченым курдюком годовалого барана, обмакивая его в цу (толокно), или ел баранину, сваренную в молоке. Из напитков считал лучшим студеную родниковую воду. Курил любимую трубку, набитую табаком, подаренным соседями-хевсурами. На протяжении 80 лет Элмарз-Хаджи Хаутиев являлся жрецом Шоанского ущелья горной Ингушетии. В 1873 году в возрасте 107 лет Хатуев принял ислам. В 1905 году бывший жрец совершил хадж в Мекку.
В 1908 году 142-летний Элмарз совершил второе паломничество в Мекку. В Мекке его пригласил погостить у себя шейх Джамалейл. В течении трех месяцев Элмарз и Джамалейл с интересом общались друг с другом. Элмарз подробно изучал правила ислама. В Мекке Элмарза хорошо подлечили лучшие мекканские лекари. Потом по распоряжению Джамалейла его довезли до моря и посадили на корабль. Элмарз вернулся домой умиротворенным. Всего же этот удивительный человек прожил 157 лет.
Перед смертью он завещал землякам: «Берегите горы, не покидайте их. Будут у вас горы, будет и равнина».
Источник фотографий: Russia.Travel