Особым явлением народной культуры Тульской губернии является Белевское кружево, неповторимое в своем очаровательном узоре, незамысловатое и аристократически изящное.
Изготовлением кружев первыми в Тульском крае начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. Мерное кружево из золотой и серебряной нитей плели на коклюшках и применялось оно исключительно для отделки платьев высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей.
Во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и в других местах губернии возникли различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству мастерицы обучали крепостных девочек. Постепенно кружевное ремесло приняло форму промысла и стало основным источником заработка для многих мастериц.
Белёвское кружево заключается в чрезвычайной простоте геометрических мотивов, замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек», которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. Тонкий орнаментальный узор и фон становятся неразъединимы и воспринимаются единым целым. Эти кружева плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном косынками, накидками, шарфами, мантильями, вуалетками. Кокетки - это главный ассортимент белевских кружевниц. Выплетали они также и шторки на божницу, и покрывала для подушек, и сухарницы, и скатерти.
Изготовление кружев не требовало особых приспособлений. Орудия и инструменты для плетения были следующие: подушка, лукошко, коклюшки, булавки и бумага для сколок (рисунок кружева).
Работы, выполненные в белевском стиле, выявляют и подчеркивают самобытность, индивидуальность и красоту человека. Может быть, поэтому во Франции, в Париже, на родине хорошего вкуса, оно принималось часто за свое, французское.
С 70-х годов 20 века и до сегодняшних дней мастерицами-энтузиастками предпринимаются усилия по возрождению старинного промысла. Плела кружево Римма Николаевна Мудрова и обучала этому искусству детей и взрослых. Подхватила и творчески обогатила белевскую традицию кружевоплетения её дочь Наталья Геннадиевна Мудрова. Особую строку вписали в историю кружевоплетения педагоги Антонина Александровна Ежова и Елена Петровна Егорова. Их шедевры мастерства кружевоплетения отмечены престижными премиями. В настоящее время в тульском областном колледже культуры и искусства преподает кружевоплетение народный мастер Ольга Александровна Скворцова. Она стремится научить своих юных воспитанниц различным кружевным «стилям». Много сил отдала она и «расшифровке» белевского узора.
Кружево по-прежнему пользуется большой популярностью, оно является изысканным украшением костюма и интерьера. Настоящее ручное кружево ценится всегда – и в 17 веке и в 21-ом. Все это говорит о том, что промысел этот не умирает, а продолжает жить.
Источник фотографий: Russia.Travel
Особым явлением народной культуры Тульской губернии является Белевское кружево, неповторимое в своем очаровательном узоре, незамысловатое и аристократически изящное.
Изготовлением кружев первыми в Тульском крае начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. Мерное кружево из золотой и серебряной нитей плели на коклюшках и применялось оно исключительно для отделки платьев высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей.
Во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и в других местах губернии возникли различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству мастерицы обучали крепостных девочек. Постепенно кружевное ремесло приняло форму промысла и стало основным источником заработка для многих мастериц.
Белёвское кружево заключается в чрезвычайной простоте геометрических мотивов, замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек», которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. Тонкий орнаментальный узор и фон становятся неразъединимы и воспринимаются единым целым. Эти кружева плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном косынками, накидками, шарфами, мантильями, вуалетками. Кокетки - это главный ассортимент белевских кружевниц. Выплетали они также и шторки на божницу, и покрывала для подушек, и сухарницы, и скатерти.
Изготовление кружев не требовало особых приспособлений. Орудия и инструменты для плетения были следующие: подушка, лукошко, коклюшки, булавки и бумага для сколок (рисунок кружева).
Работы, выполненные в белевском стиле, выявляют и подчеркивают самобытность, индивидуальность и красоту человека. Может быть, поэтому во Франции, в Париже, на родине хорошего вкуса, оно принималось часто за свое, французское.
С 70-х годов 20 века и до сегодняшних дней мастерицами-энтузиастками предпринимаются усилия по возрождению старинного промысла. Плела кружево Римма Николаевна Мудрова и обучала этому искусству детей и взрослых. Подхватила и творчески обогатила белевскую традицию кружевоплетения её дочь Наталья Геннадиевна Мудрова. Особую строку вписали в историю кружевоплетения педагоги Антонина Александровна Ежова и Елена Петровна Егорова. Их шедевры мастерства кружевоплетения отмечены престижными премиями. В настоящее время в тульском областном колледже культуры и искусства преподает кружевоплетение народный мастер Ольга Александровна Скворцова. Она стремится научить своих юных воспитанниц различным кружевным «стилям». Много сил отдала она и «расшифровке» белевского узора.
Кружево по-прежнему пользуется большой популярностью, оно является изысканным украшением костюма и интерьера. Настоящее ручное кружево ценится всегда – и в 17 веке и в 21-ом. Все это говорит о том, что промысел этот не умирает, а продолжает жить.
Источник фотографий: Russia.Travel