В усадьбе в Тарталее нет уже барского дома, но действует библиотека-музей «Усадьба Званцевой», включенная в программу посещения гостей Бутурлинского района; остался здесь также парк усадьбы с его аллеями, где бродил художник И.Е. Репин, влюбленный в хозяйку усадьбы, Елизавету Званцеву, «царицу Тарталей».
Елизавета Николаевна Званцева — одна из последних владелиц Тарталейской усадьбы. Она была правнучкой Петра Павловича Званцева, сына турецкого паши, погибшего при взятии крепости Жванец в 1769 году. Тогда попечение о турецком мальчике взял на себя Павел I, крестил его именем Петр, а отчество по обычаю дал Павлович. Фамилия была образована от названия крепости — Жванцов, которая впоследствии трансформировалась в Званцов и, наконец, Званцев. В 1796 году император Павел и пожаловал своему крестнику Тарталеи, которые переходили по наследству далее.
В 1890 году великий русский художник И.Е. Репин приезжал сюда к «царице Тарталей» — Елизавете Николаевне Званцевой, в которую был безответно влюблен. «Еще никогда в моей жизни я не любил так непозволительно, с таким самозабвением…» — писал он ей.
Роковая любовь художника Елизавета Николаевна, правнучка турецкого паши, была девушкой с характером. В 16 лет пыталась уйти из дома. Став владелицей села, организовала школу для крестьянских детей, любительский театр. Современники отмечали, что у Званцевой был острый и цепкий ум.
Живописец и его муза познакомились в Санкт-Петербурге, где он обучал ее живописи. Илья Репин был отчаянно влюблен, но Елизавета Званцева предложила ему лишь восхищение его мастерством и талантом. Однако забыть ее он не мог: «Легче порвать с детьми!.. А с Вами? Как же это порвать с Вами?..»
Нижегородские ценители искусства помнят племянника «царицы Тарталей» Михаила Петровича Званцева, художника-оформителя ТЮЗа; главным его наследием стали книги о нижегородских художественных промыслах.
Тарталеи известны также дубравой, которая является памятником природы государственного значения.
Источник фотографий: Russia.Travel
В усадьбе в Тарталее нет уже барского дома, но действует библиотека-музей «Усадьба Званцевой», включенная в программу посещения гостей Бутурлинского района; остался здесь также парк усадьбы с его аллеями, где бродил художник И.Е. Репин, влюбленный в хозяйку усадьбы, Елизавету Званцеву, «царицу Тарталей».
Елизавета Николаевна Званцева — одна из последних владелиц Тарталейской усадьбы. Она была правнучкой Петра Павловича Званцева, сына турецкого паши, погибшего при взятии крепости Жванец в 1769 году. Тогда попечение о турецком мальчике взял на себя Павел I, крестил его именем Петр, а отчество по обычаю дал Павлович. Фамилия была образована от названия крепости — Жванцов, которая впоследствии трансформировалась в Званцов и, наконец, Званцев. В 1796 году император Павел и пожаловал своему крестнику Тарталеи, которые переходили по наследству далее.
В 1890 году великий русский художник И.Е. Репин приезжал сюда к «царице Тарталей» — Елизавете Николаевне Званцевой, в которую был безответно влюблен. «Еще никогда в моей жизни я не любил так непозволительно, с таким самозабвением…» — писал он ей.
Роковая любовь художника Елизавета Николаевна, правнучка турецкого паши, была девушкой с характером. В 16 лет пыталась уйти из дома. Став владелицей села, организовала школу для крестьянских детей, любительский театр. Современники отмечали, что у Званцевой был острый и цепкий ум.
Живописец и его муза познакомились в Санкт-Петербурге, где он обучал ее живописи. Илья Репин был отчаянно влюблен, но Елизавета Званцева предложила ему лишь восхищение его мастерством и талантом. Однако забыть ее он не мог: «Легче порвать с детьми!.. А с Вами? Как же это порвать с Вами?..»
Нижегородские ценители искусства помнят племянника «царицы Тарталей» Михаила Петровича Званцева, художника-оформителя ТЮЗа; главным его наследием стали книги о нижегородских художественных промыслах.
Тарталеи известны также дубравой, которая является памятником природы государственного значения.
Источник фотографий: Russia.Travel