Быкобой — традиционный обряд у коми-пермяков села Большая Коча Кочёвского района. Проводился он в день святых Флора и Лавра, покровителей домашних животных, и включал в себя жертвоприношение быка.
По легендам, на берегу реки Онолва древние коми-пермяки основали селение и назвали его Кочей. Жили они счастливо и безбедно: тайга — Парма — давала им всё необходимое для жизни, река одаривала рыбой, земля давала урожай. Но однажды случилась беда: звери ушли из леса, рыба исчезла, а земля стала неплодородной. Люди оказались перед лицом голодной смерти.
Тогда собрались кочинцы у реки, зашли в неё и начали молить Ена, верховное божество коми-пермяков, чтобы он спас их от смерти и вымирания. Услышал Ен их просьбу — выбежал на берег реки белый олень. Обрадовались люди, принесли в жертву оленя, насытились и пережили суровую зиму. В Парме появились звери, рыба в Онолве, поля снова начали давать урожай. С этого времени каждый год в одно и то же время олень приходил к кочинцам, и каждый раз приносили они его в жертву. Но однажды олень запоздал. Кочинцы долго ждали оленя, но в конце концов решили заменить его и принесли со всеми почестями в жертву трёхгодовалого быка. Всё же олень пришёл на берег реки, но увидев, что жертва уже принята Еном, убежал обратно и больше не появлялся. С тех пор именно в селе Большая Коча на берегу реки Онолва приносят кочинцы в жертву быка.
Этнограф М. Малахов, считавший обряд языческим по происхождению, описывает быкобой следующим образом: «Случится ли у пермяка в доме какое-либо несчастье, заболеет ли кто, или что либо он сильно захочет, то, обращаясь к Богу, он просит исполнение его желаний, или же в память минования несчастия, он обрекает в жертву чистого бычка, который с того времени до трехлетнего возраста воспитывается и откармливается у него в доме. Бычок должен быть непорочен. Когда обреченному бычку минет три года, то в какой бы деревне или селе он не возрастал, его владелец ведет для заклания в деревню Большую Кочу Кочевской волости Чердынского уезда, где находится часовня святых Флора и Лавра, наиболее древняя и сильно почитаемая…».
Жертвенных быков в Большую Кочу приводили по обету со всех близлежащих деревень и сёл. Рядом с часовней на берегу реки Онолва священник освящал быков, тут же их закалывали и разделывали. Мясо варили в больших котлах; все, кто присутствовал на празднике, участвовали в общей трапезе. Река Онолва окрашивалась в красный цвет, эта вода считалась священной, помогающей от всех болезней, и многие из присутствующих людей умывались ею.
В 1914 году быкобой был запрещён властями. Лишь в 1993 году стараниями Больше-Кочинского школьного музея этнографии и фольклора и фольклорным ансамблем «Мича асыв» (в переводе — «ясное утро») он возрождён вновь. В 2009 году в связи с 430-летием села Большая Коча обряд Быкобой проводится 30 августа.
Источник фотографий: Russia.Travel
Быкобой — традиционный обряд у коми-пермяков села Большая Коча Кочёвского района. Проводился он в день святых Флора и Лавра, покровителей домашних животных, и включал в себя жертвоприношение быка.
По легендам, на берегу реки Онолва древние коми-пермяки основали селение и назвали его Кочей. Жили они счастливо и безбедно: тайга — Парма — давала им всё необходимое для жизни, река одаривала рыбой, земля давала урожай. Но однажды случилась беда: звери ушли из леса, рыба исчезла, а земля стала неплодородной. Люди оказались перед лицом голодной смерти.
Тогда собрались кочинцы у реки, зашли в неё и начали молить Ена, верховное божество коми-пермяков, чтобы он спас их от смерти и вымирания. Услышал Ен их просьбу — выбежал на берег реки белый олень. Обрадовались люди, принесли в жертву оленя, насытились и пережили суровую зиму. В Парме появились звери, рыба в Онолве, поля снова начали давать урожай. С этого времени каждый год в одно и то же время олень приходил к кочинцам, и каждый раз приносили они его в жертву. Но однажды олень запоздал. Кочинцы долго ждали оленя, но в конце концов решили заменить его и принесли со всеми почестями в жертву трёхгодовалого быка. Всё же олень пришёл на берег реки, но увидев, что жертва уже принята Еном, убежал обратно и больше не появлялся. С тех пор именно в селе Большая Коча на берегу реки Онолва приносят кочинцы в жертву быка.
Этнограф М. Малахов, считавший обряд языческим по происхождению, описывает быкобой следующим образом: «Случится ли у пермяка в доме какое-либо несчастье, заболеет ли кто, или что либо он сильно захочет, то, обращаясь к Богу, он просит исполнение его желаний, или же в память минования несчастия, он обрекает в жертву чистого бычка, который с того времени до трехлетнего возраста воспитывается и откармливается у него в доме. Бычок должен быть непорочен. Когда обреченному бычку минет три года, то в какой бы деревне или селе он не возрастал, его владелец ведет для заклания в деревню Большую Кочу Кочевской волости Чердынского уезда, где находится часовня святых Флора и Лавра, наиболее древняя и сильно почитаемая…».
Жертвенных быков в Большую Кочу приводили по обету со всех близлежащих деревень и сёл. Рядом с часовней на берегу реки Онолва священник освящал быков, тут же их закалывали и разделывали. Мясо варили в больших котлах; все, кто присутствовал на празднике, участвовали в общей трапезе. Река Онолва окрашивалась в красный цвет, эта вода считалась священной, помогающей от всех болезней, и многие из присутствующих людей умывались ею.
В 1914 году быкобой был запрещён властями. Лишь в 1993 году стараниями Больше-Кочинского школьного музея этнографии и фольклора и фольклорным ансамблем «Мича асыв» (в переводе — «ясное утро») он возрождён вновь. В 2009 году в связи с 430-летием села Большая Коча обряд Быкобой проводится 30 августа.
Источник фотографий: Russia.Travel