Вход
0 отзывов
Деревянная скульптура Вологодской области
Вологодская область, село Морозовица, Великоустюгский район, Центральная улица
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Деревянная скульптура Вологодской области

Категории

Описание

Существовавшая у финно-угорского и славянского населения в древности культовая деревянная скульптура (идолы) с принятием христианства не исчезла, хотя и значительно изменилась. Так, в интерьерах северных церквей, особенно в дальних погостах и деревнях, появились резные изображения популярных святых.

Северная деревянная скульптура стала одной из полноценных ветвей пластического народного искусства. Множество таких скульптур из музеев Вологды и Великого Устюга датируется XVIII веком. Появление объемной деревянной скульптуры религиозной тематики свидетельствовало об обмирщении всех сторон жизни русского общества второй половины XVII — начала XVIII века. Но известна северная деревянная скульптура и более ранних времен; например, в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике есть скульптуры XVI столетия — «Параскева Пятница» и «Георгий Победоносец». Скульптура покровительницы торговли лаконична по трактовке, ее образ сродни народному искусству — она представлена мудрой и добродушной. Георгий Победоносец, скульптурные изображения которого известны и в более ранние эпохи, отличается художественной цельностью и уравновешенностью динамичной композиции. Оба произведения расписаны темперными красками, причем иконописного характера: в личном письме, как обычно, имеется санкирь, вохрение и движки, на одеждах написаны складки и орнаментальная отделка. По-видимому, расписывали подобные скульптуры иконописцы. В целом, обычно резные фигуры помещались в раскрашенные киоты и выделялись на их фоне высоким рельефом. 

В северной деревянной скульптуре почти нет сюжетов, которые не были бы заимствованы из иконописи. Кажется, что резчики добивались своеобразной материализации изображения, как бы уменьшая дистанцию между людьми и «святыми заступниками».

Деревянная раскрашенная скульптура XVIII столетия музеев Вологды и Великого Устюга хронологически относится к периоду стиля барокко. Выполненные народными мастерами-резчиками эти скульптуры утратили лаконизм и спокойствие образа «Параскевы Пятницы» XVI века, но приобрели известную динамику, жизненность. Особенно наглядно стилевые черты барокко проявились в живописной трактовке складок одеяний, например, скульптуры Марии-Магдалины, Богоматери из коллекции Великоустюгского музея.

В прямой связи с общим повышенным интересом к внутреннему миру человека, к человеческим страстям в XVIII столетии распространяются резные изображения «Христа в темнице», известные также под названиями «Христос сидящий», «Спас полуночи», «Озабоченный». Истоки этой скульптурной композиции отыскиваются в немецкой готике, в искусстве Литвы и Польши. Изваяния подобного рода появились в России, по-видимому, не без влияния украинских и белорусских мастеров, но быстрое и повсеместное распространение их на Севере было подготовлено всем предшествующим опытом местного народного творчества.

В фондах Вологодского музея-заповедника хранится целая серия деревянных скульптур «Христос в темнице» XVIII — XIX веков. На их примере можно увидеть, как по-разному разрабатывали народные мастера один и тот же сюжет: фигуры Христа отличаются как пластическим решением, так и эмоциональным содержанием.

В XVIII столетии в северной деревянной пластике появились многофигурные резные композиции. Характерный памятник подобного рода — царские врата из Цареконстантиновской церкви Вологды с изображением «Тайной вечери». Фигуры апостолов как бы веером расходятся от центра, где изображен Христос, образуя своеобразную геральдическую композицию. Однако вместо традиционных иконографических типов апостолы «Тайной вечери» представлены в облике современников мастера — благообразных посадских торговых людей; изображение кошелька со сребрениками в руке Иуды на первом плане усугубляет такое впечатление.

В конце XVII — начале XVIII века ведущими центрами художественной резьбы по дереву в регионе оставались крупные монастыри, при которых выполняли работы по большей части крестьяне из вотчинных сел и деревень. Резчики из крестьян Тотемского, Великоустюжского и Белозерского уездов, а также посадские мастера, прошедшие большую школу подрядных резных работ в обеих русских столицах, достигли совершенства в искусстве объемной позднебарочной и раннеклассической резьбы по дереву. Созданные ими ансамбли иконостасов в Великом Устюге, Вологде, Тотьме, Кириллове, Белозерске по праву входят в золотой фонд русского искусства.

В то же время мастера традиционного направления, работавшие главным образом для дальних погостов и деревень Вологодского, Яренского, Сольвычегодского и других северных уездов, продолжали работать в пластических формах, тяготевших к плоскости. Они умели выразить дух барочного искусства минимальными художественными средствами. Так, среди созданных ими скульптурных групп и отдельных фигур почти не встречается персонажей мрачных, аскетических или хотя бы печальных. Даже в такой широко распространенной композиции, как «Распятие» с предстоящими, которая обычно представляется трагической кульминацией евангельских событий, в их трактовке округлые румяные лики Богоматери и Иоанна Богослова озарены легкими улыбками. Это решение традиционной темы глубоко связано с народным восприятием изображаемых событий как светлого праздника возрождения жизни, уходящим корнями в глубину древних языческих верований и обрядов.


Источник фотографий: Russia.Travel

Существовавшая у финно-угорского и славянского населения в древности культовая деревянная скульптура (идолы) с принятием христианства не исчезла, хотя и значительно изменилась. Так, в интерьерах северных церквей, особенно в дальних погостах и деревнях, появились резные изображения популярных святых.

Северная деревянная скульптура стала одной из полноценных ветвей пластического народного искусства. Множество таких скульптур из музеев Вологды и Великого Устюга датируется XVIII веком. Появление объемной деревянной скульптуры религиозной тематики свидетельствовало об обмирщении всех сторон жизни русского общества второй половины XVII — начала XVIII века. Но известна северная деревянная скульптура и более ранних времен; например, в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике есть скульптуры XVI столетия — «Параскева Пятница» и «Георгий Победоносец». Скульптура покровительницы торговли лаконична по трактовке, ее образ сродни народному искусству — она представлена мудрой и добродушной. Георгий Победоносец, скульптурные изображения которого известны и в более ранние эпохи, отличается художественной цельностью и уравновешенностью динамичной композиции. Оба произведения расписаны темперными красками, причем иконописного характера: в личном письме, как обычно, имеется санкирь, вохрение и движки, на одеждах написаны складки и орнаментальная отделка. По-видимому, расписывали подобные скульптуры иконописцы. В целом, обычно резные фигуры помещались в раскрашенные киоты и выделялись на их фоне высоким рельефом. 

В северной деревянной скульптуре почти нет сюжетов, которые не были бы заимствованы из иконописи. Кажется, что резчики добивались своеобразной материализации изображения, как бы уменьшая дистанцию между людьми и «святыми заступниками».

Деревянная раскрашенная скульптура XVIII столетия музеев Вологды и Великого Устюга хронологически относится к периоду стиля барокко. Выполненные народными мастерами-резчиками эти скульптуры утратили лаконизм и спокойствие образа «Параскевы Пятницы» XVI века, но приобрели известную динамику, жизненность. Особенно наглядно стилевые черты барокко проявились в живописной трактовке складок одеяний, например, скульптуры Марии-Магдалины, Богоматери из коллекции Великоустюгского музея.

В прямой связи с общим повышенным интересом к внутреннему миру человека, к человеческим страстям в XVIII столетии распространяются резные изображения «Христа в темнице», известные также под названиями «Христос сидящий», «Спас полуночи», «Озабоченный». Истоки этой скульптурной композиции отыскиваются в немецкой готике, в искусстве Литвы и Польши. Изваяния подобного рода появились в России, по-видимому, не без влияния украинских и белорусских мастеров, но быстрое и повсеместное распространение их на Севере было подготовлено всем предшествующим опытом местного народного творчества.

В фондах Вологодского музея-заповедника хранится целая серия деревянных скульптур «Христос в темнице» XVIII — XIX веков. На их примере можно увидеть, как по-разному разрабатывали народные мастера один и тот же сюжет: фигуры Христа отличаются как пластическим решением, так и эмоциональным содержанием.

В XVIII столетии в северной деревянной пластике появились многофигурные резные композиции. Характерный памятник подобного рода — царские врата из Цареконстантиновской церкви Вологды с изображением «Тайной вечери». Фигуры апостолов как бы веером расходятся от центра, где изображен Христос, образуя своеобразную геральдическую композицию. Однако вместо традиционных иконографических типов апостолы «Тайной вечери» представлены в облике современников мастера — благообразных посадских торговых людей; изображение кошелька со сребрениками в руке Иуды на первом плане усугубляет такое впечатление.

В конце XVII — начале XVIII века ведущими центрами художественной резьбы по дереву в регионе оставались крупные монастыри, при которых выполняли работы по большей части крестьяне из вотчинных сел и деревень. Резчики из крестьян Тотемского, Великоустюжского и Белозерского уездов, а также посадские мастера, прошедшие большую школу подрядных резных работ в обеих русских столицах, достигли совершенства в искусстве объемной позднебарочной и раннеклассической резьбы по дереву. Созданные ими ансамбли иконостасов в Великом Устюге, Вологде, Тотьме, Кириллове, Белозерске по праву входят в золотой фонд русского искусства.

В то же время мастера традиционного направления, работавшие главным образом для дальних погостов и деревень Вологодского, Яренского, Сольвычегодского и других северных уездов, продолжали работать в пластических формах, тяготевших к плоскости. Они умели выразить дух барочного искусства минимальными художественными средствами. Так, среди созданных ими скульптурных групп и отдельных фигур почти не встречается персонажей мрачных, аскетических или хотя бы печальных. Даже в такой широко распространенной композиции, как «Распятие» с предстоящими, которая обычно представляется трагической кульминацией евангельских событий, в их трактовке округлые румяные лики Богоматери и Иоанна Богослова озарены легкими улыбками. Это решение традиционной темы глубоко связано с народным восприятием изображаемых событий как светлого праздника возрождения жизни, уходящим корнями в глубину древних языческих верований и обрядов.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала