Вход
0 отзывов
Дулевский фарфор
Московская область, Ликино-Дулёво, городской округ Ликино-Дулёво, улица Ленина, 15
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Дулевский фарфор

Описание

Агашка — не только старинное женское имя, но и рисунок на посуде. Яркая роза с круглыми лепестками, которую рисуют крупной кистью или даже пальцем, стала символом подмосковного дулевского фарфора.

Почему традиционный рисунок стали называть «агашка», сейчас уже никто точно не знает. Считается, что название произошло от имени Агафья: так звали многих простых деревенских мастериц, расписывавших дулевский фарфор в позапрошлом столетии. Розан, нарисованный крупными мазками, — этот прием ручной росписи дулевцы позаимствовали у мастеров Гжели, но вместо синего кобальта стали использовать другие цвета, в основном розовый и пурпурный, и позолоту.

Завод был основан в 1832 году в местечке Дулево близ деревни Ликино — происхождение этого названия известно доподлинно, когда-то здесь жил лесник Дулев. Предприниматель Терентий Кузнецов выкупил землю у помещиков Сарычевых и перевел на новое место фарфоровый завод из Гжели вместе с опытными мастерами, знавшими секреты изготовления качественной фарфоровой массы и рецепты ярких красок, владевшими приемами искусной росписи способом крытья. Новому предприятию требовался свой фирменный стиль, и Кузнецов сделал ставку на народное творчество, простой, яркий и узнаваемый рисунок. Так появились агашки.

Во времена Кузнецовых фарфоровая масса отлеживалась в подвалах до года, за это время она делалась пластичной. Интересно, что для производства фарфора использовали только глину, добытую до 20 июля, она считалась достаточно сухой и выдержанной.

После смерти Кузнецова Дулево досталось его сыну Сидору Терентьевичу, а в 1864 году перешло к Матвею Сидоровичу Кузнецову. Оборот завода постоянно рос, его продукция пользовалась спросом. В начале XX века предприятие в Дулеве стало самым крупным фарфоровым заводом в России, на нем трудилось 2335 человек. В цехах стояли французские станки, Кузнецов приглашал для работы над эскизами известных художников, в том числе Михаила Врубеля. В 1902-м владельцу завода было пожаловано звание поставщика двора Его Императорского Величества.

После революции фабрика была национализирована. Торговой маркой Дулевского завода стал сокол. В 1930-е годы изделия фабрики получили высшие награды Всемирной выставки в Париже и Международной выставки в Нью-Йорке.

В последние годы на заводе идет масштабная модернизация. Это современное предприятие с непрерывным технологическим циклом, один из крупнейших производителей фарфора в Европе. Рисунки на дулевской посуде выполняются в технике деколь (это что-то вроде переводной картинки), с помощью трафаретов и печати. Однако фирменным стилем Дулева по-прежнему остаются розочки-агашки, и завод по-прежнему продолжает выпускать высокохудожественный фарфор ручной работы. В производстве скульптуры и мелкой пластики машины не могут заменить людей.

Фарфор ручной работы делается так. Фарфорист берет с тележки нужное количество сырой глины и кладет ее в болванку, имеющую, например, форму чашки. Опускается рычаг, и специальное устройство выталкивает из болванки лишнюю глину. Каждый предмет сервиза делается шесть-восемь дней — сушится и проходит многократный обжиг. Его обжигают после нанесения тонкого слоя глазури и росписи красками.

И сегодня каждый может стать обладателем сервиза, расписанного так же, как музейные экспонаты. Увидеть образцы дулевской посуды прошлых веков и десятилетий можно в музее завода, где представлена богатейшая коллекция авторских работ. А познакомиться с технологией производства — в цехах предприятия. На заводе организуются групповые экскурсии.


Источник фотографий: Russia.Travel

Агашка — не только старинное женское имя, но и рисунок на посуде. Яркая роза с круглыми лепестками, которую рисуют крупной кистью или даже пальцем, стала символом подмосковного дулевского фарфора.

Почему традиционный рисунок стали называть «агашка», сейчас уже никто точно не знает. Считается, что название произошло от имени Агафья: так звали многих простых деревенских мастериц, расписывавших дулевский фарфор в позапрошлом столетии. Розан, нарисованный крупными мазками, — этот прием ручной росписи дулевцы позаимствовали у мастеров Гжели, но вместо синего кобальта стали использовать другие цвета, в основном розовый и пурпурный, и позолоту.

Завод был основан в 1832 году в местечке Дулево близ деревни Ликино — происхождение этого названия известно доподлинно, когда-то здесь жил лесник Дулев. Предприниматель Терентий Кузнецов выкупил землю у помещиков Сарычевых и перевел на новое место фарфоровый завод из Гжели вместе с опытными мастерами, знавшими секреты изготовления качественной фарфоровой массы и рецепты ярких красок, владевшими приемами искусной росписи способом крытья. Новому предприятию требовался свой фирменный стиль, и Кузнецов сделал ставку на народное творчество, простой, яркий и узнаваемый рисунок. Так появились агашки.

Во времена Кузнецовых фарфоровая масса отлеживалась в подвалах до года, за это время она делалась пластичной. Интересно, что для производства фарфора использовали только глину, добытую до 20 июля, она считалась достаточно сухой и выдержанной.

После смерти Кузнецова Дулево досталось его сыну Сидору Терентьевичу, а в 1864 году перешло к Матвею Сидоровичу Кузнецову. Оборот завода постоянно рос, его продукция пользовалась спросом. В начале XX века предприятие в Дулеве стало самым крупным фарфоровым заводом в России, на нем трудилось 2335 человек. В цехах стояли французские станки, Кузнецов приглашал для работы над эскизами известных художников, в том числе Михаила Врубеля. В 1902-м владельцу завода было пожаловано звание поставщика двора Его Императорского Величества.

После революции фабрика была национализирована. Торговой маркой Дулевского завода стал сокол. В 1930-е годы изделия фабрики получили высшие награды Всемирной выставки в Париже и Международной выставки в Нью-Йорке.

В последние годы на заводе идет масштабная модернизация. Это современное предприятие с непрерывным технологическим циклом, один из крупнейших производителей фарфора в Европе. Рисунки на дулевской посуде выполняются в технике деколь (это что-то вроде переводной картинки), с помощью трафаретов и печати. Однако фирменным стилем Дулева по-прежнему остаются розочки-агашки, и завод по-прежнему продолжает выпускать высокохудожественный фарфор ручной работы. В производстве скульптуры и мелкой пластики машины не могут заменить людей.

Фарфор ручной работы делается так. Фарфорист берет с тележки нужное количество сырой глины и кладет ее в болванку, имеющую, например, форму чашки. Опускается рычаг, и специальное устройство выталкивает из болванки лишнюю глину. Каждый предмет сервиза делается шесть-восемь дней — сушится и проходит многократный обжиг. Его обжигают после нанесения тонкого слоя глазури и росписи красками.

И сегодня каждый может стать обладателем сервиза, расписанного так же, как музейные экспонаты. Увидеть образцы дулевской посуды прошлых веков и десятилетий можно в музее завода, где представлена богатейшая коллекция авторских работ. А познакомиться с технологией производства — в цехах предприятия. На заводе организуются групповые экскурсии.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала