Вход
0 отзывов
Дворцово-парковый ансамбль «Марьино»
Курская область, село Ивановское, Рыльский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Дворцово-парковый ансамбль «Марьино»

Категории

Описание

Усадьба «Марьино» возникла в начале XIX века на землях старинного села Ивановского, с которым ее соединяет аллея вековых деревьев и общая история.

В 1811 году после смерти родителей все курские поместья перешли по наследству Ивану Ивановичу Барятинскому. Дворцово-парковый ансамбль «Марьино» был построен во втором десятилетии XIX века и занял видное месте в ряду великолепных загородных дворянских усадеб. Композиционная ось ансамбля проходит через широкую въездную аллею, ведущую из села Ивановского в Марьино, пересекает парадный двор, дом-дворец, Марьинский пруд и обширный пейзажный парк западнее Эрмитажного пруда.

Центром композиции ансамбля является трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями. Дворец был построен в соответствии с проектом курского архитектора Карла Ивановича Гофмана к 1820 году. Первоначально дворец назывался Избицким домом, так как он строился на берегу речки Избицы, но позднее его стали называть Марьиным, как и всю усадьбу, по имени второй жены И. И. Барятинского.

Одновременно со строительством дворца был разбит пейзажный парк с разнообразной растительностью: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клен, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников. На речке Избице был устроен Большой Марьинский пруд.

На круглом острове Большого Марьинского пруда в 1817 году построена шестнадцатиколонная ротонда под сферическим куполом. В ее центре стояла беломраморная статуя «Рождение Венеры» работы итальянского скульптора К. Фенелли. На овальном острове пруда выстроена кирпичная псевдоготическая кирха для княгини Марии Федоровны. Выписанные из Петербурга корабельные мастера построили для пруда специальную флотилию. Были закуплены флаги, паруса, такелаж, выкованы якоря и отлиты медные пушки. Достопримечательностью Марьинского парка является чугунный монумент «Орел», символ русской воинской славы, воздвигнутый в 1903 году в память о подвигах А. И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны.

Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, открытости, художественной утонченности, высокой аристократичности. В залы дворца гости поднимались по парадной лестнице, охраняемой двумя каменными белыми львами.

Центральную часть главного корпуса на высоту двух этажей занимал огромный парадный зал, перекрытый куполом, с великолепными росписями по стенам, выполненными на античные сюжеты в технике гризайль. На втором этаже находились приемные, гостиные и столовые, в которых поражали многоцветная отделка потолков и превосходные люстры цветного стекла. Парадные комнаты были обставлены мебелью в стиле ампир.

Имение до 1917 года, в отличие от многих дворянских гнезд, не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1869-1873 годах дворец в «Марьино» был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И. А. Монигетти (1819-1878). Перестройку производил курский архитектор К. Ф. Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов в неоклассическом стиле, очень популярном в семидесятые годы XIX века. В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт.

Художественное собрание «Марьино» в течение XIX века продолжало пополняться великолепными произведениями искусства. После революции 1917 года коллекции Марьинского дворца постигла незавидная судьба. 1918-1919 годах окрестные крестьяне то грабили дворец, то обращали его в собственность «общества».

Работники Музейной комиссии при Народном комиссариате просвещения А. В. Грищенко, Н. П. Киселев, В. И. Раевский совершили гражданский подвиг, сумев во время войны добраться до усадьбы, описать ценнейшую коллекцию, а затем благополучно доставить ее в Москву, где она поступила в Музейный фонд. Оттуда сокровища попали в Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский музей и библиотеку, Библиотеку иностранной литературы. Картины из «Марьино» украшают сейчас музеи Москвы, Петербурга, Махачкалы, Ульяновска, Нальчика, Краснодара, Рязани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова, Баку, Симферополя, Таганрога, Ашхабада, Ташкента, Ростова. В 1923 году вещи Шамиля, гостившего в 1868 году в «Марьино», были переданы в музей Дагестанской республики. Небольшая часть мебели, картин, предметов интерьера попала в Рыльский и Курский краеведческие музеи.


Источник фотографий: Russia.Travel

Усадьба «Марьино» возникла в начале XIX века на землях старинного села Ивановского, с которым ее соединяет аллея вековых деревьев и общая история.

В 1811 году после смерти родителей все курские поместья перешли по наследству Ивану Ивановичу Барятинскому. Дворцово-парковый ансамбль «Марьино» был построен во втором десятилетии XIX века и занял видное месте в ряду великолепных загородных дворянских усадеб. Композиционная ось ансамбля проходит через широкую въездную аллею, ведущую из села Ивановского в Марьино, пересекает парадный двор, дом-дворец, Марьинский пруд и обширный пейзажный парк западнее Эрмитажного пруда.

Центром композиции ансамбля является трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями. Дворец был построен в соответствии с проектом курского архитектора Карла Ивановича Гофмана к 1820 году. Первоначально дворец назывался Избицким домом, так как он строился на берегу речки Избицы, но позднее его стали называть Марьиным, как и всю усадьбу, по имени второй жены И. И. Барятинского.

Одновременно со строительством дворца был разбит пейзажный парк с разнообразной растительностью: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клен, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников. На речке Избице был устроен Большой Марьинский пруд.

На круглом острове Большого Марьинского пруда в 1817 году построена шестнадцатиколонная ротонда под сферическим куполом. В ее центре стояла беломраморная статуя «Рождение Венеры» работы итальянского скульптора К. Фенелли. На овальном острове пруда выстроена кирпичная псевдоготическая кирха для княгини Марии Федоровны. Выписанные из Петербурга корабельные мастера построили для пруда специальную флотилию. Были закуплены флаги, паруса, такелаж, выкованы якоря и отлиты медные пушки. Достопримечательностью Марьинского парка является чугунный монумент «Орел», символ русской воинской славы, воздвигнутый в 1903 году в память о подвигах А. И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны.

Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, открытости, художественной утонченности, высокой аристократичности. В залы дворца гости поднимались по парадной лестнице, охраняемой двумя каменными белыми львами.

Центральную часть главного корпуса на высоту двух этажей занимал огромный парадный зал, перекрытый куполом, с великолепными росписями по стенам, выполненными на античные сюжеты в технике гризайль. На втором этаже находились приемные, гостиные и столовые, в которых поражали многоцветная отделка потолков и превосходные люстры цветного стекла. Парадные комнаты были обставлены мебелью в стиле ампир.

Имение до 1917 года, в отличие от многих дворянских гнезд, не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1869-1873 годах дворец в «Марьино» был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И. А. Монигетти (1819-1878). Перестройку производил курский архитектор К. Ф. Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов в неоклассическом стиле, очень популярном в семидесятые годы XIX века. В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт.

Художественное собрание «Марьино» в течение XIX века продолжало пополняться великолепными произведениями искусства. После революции 1917 года коллекции Марьинского дворца постигла незавидная судьба. 1918-1919 годах окрестные крестьяне то грабили дворец, то обращали его в собственность «общества».

Работники Музейной комиссии при Народном комиссариате просвещения А. В. Грищенко, Н. П. Киселев, В. И. Раевский совершили гражданский подвиг, сумев во время войны добраться до усадьбы, описать ценнейшую коллекцию, а затем благополучно доставить ее в Москву, где она поступила в Музейный фонд. Оттуда сокровища попали в Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский музей и библиотеку, Библиотеку иностранной литературы. Картины из «Марьино» украшают сейчас музеи Москвы, Петербурга, Махачкалы, Ульяновска, Нальчика, Краснодара, Рязани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова, Баку, Симферополя, Таганрога, Ашхабада, Ташкента, Ростова. В 1923 году вещи Шамиля, гостившего в 1868 году в «Марьино», были переданы в музей Дагестанской республики. Небольшая часть мебели, картин, предметов интерьера попала в Рыльский и Курский краеведческие музеи.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала