Застольный этикет – это часть адыгэ хабзэ, который регулировал, да и сейчас в какой-то мере регулирует взаимоотношения людей в семье и обществе, правила общения между старшими и младшими, между мужчинами и женщинами, между хозяевами и гостями.
Каждое слово, каждое движение в застольном этикете кабардинцев выверены веками и несут в себе глубокий философский смысл.
Испокон веков у адыгского стола были более почетные (жьантIэ) и менее престижные (шхэфэгу) места. В современных домах или комнатах самый дальний угол от двери – почетное место для самого уважаемого гостя и тхамады (старшего за праздничным столом). Права быть тхамадой удостаивался уважаемый в роду человек, знаток традиций и обычаев, умеющий вести застолье.
Порядок провозглашения тостов, их содержание – это особое искусство. Согласно хабзэ, тхамада стола имеет три тоста. В прежние времена адыги на торжествах пили только из общей большой чаши с махсымой (хмельной напиток), которая после каждого тоста передавалась по кругу. Сказав свой первый тост, посвященный тому событию, ради которого собрались, тхамада, не отпив, передавал чашу своему соседу справа. Сейчас эта традиция выражается в том, что провозгласивший тост не пьет первым, а ждет, пока это сделают другие. Так чаша обходила всех сидящих за столами и возвращалась к тхамаде от сидящего по левую руку. И только тогда тхамада допивал махсыму. При этом, прежде чем отпить из чаши и передать ее соседу справа, пьющий должен был обратиться к нему: «НокIуэ» (идет к тебе). Иначе сосед мог и не принять чашу. Второй тост провозглашал старший из гостей, а третий – сидящий слева от тхамады. После этого тхамада предоставлял возможность высказаться и другим по своему усмотрению. При выборе он руководствовался тем, насколько этот человек умен и уважаем в обществе.
В те времена, когда наши предки пользовались столиками на трех ножках, тот, за которым сидел тхамада, ставили именно в этом углу, поближе к очагу. Согласно хабзэ, за один столик не усаживали более четырех человек, а за столик тхамады – не более трех. Когда тхамада занимал свое место, справа от себя он сажал старшего из гостей. Место слева занимал кто-нибудь из старших по возрасту или положению от хозяев. Остальные рассаживались согласно возрасту и важности персоны. Подобный порядок рассаживания сохранился и сейчас.
В народе говорят: «Если кабардинцы уселись за стол – значит, пора уезжать». Это к тому, что процесс рассаживания тянулся очень долго. Никто не хотел, чтобы подумали: он не знает традиции и садится на то или иное место не по возрасту. Тот, кто сидел за кабардинским столом, знает, что есть целый ритуал усаживания за стол опоздавшего. Как это должно происходить? Согласно традиции, вновь вошедший в компанию должен приветствовать сидящих словами: «Гуп махуэ, апши!» (приятной, здоровой компании). Ему отвечают: «Упсэу, апши!» (долгой тебе жизни) и подают приветственный бокал, который он в свою очередь передает своему сопроводителю из числа хозяев. Тот выпивает из него, следящий за порядком на столе наливает, и бокал снова возвращается к опоздавшему гостю, который в свою очередь отдает бокал тому, кто удостоил его такой чести. Обычно приветственные бокалы вручали сидящие за столом старшие из хозяев, но не тхамада.
Однако застолье не ограничивалось одними лишь тостами и поглощением еды. Люди рассказывали интересные новости. Если среди гостей находились люди, приехавшие издалека, спрашивали о том, как живут в их краях, какие обычаи у них бытуют. Пели радостные песни, играли музыканты, устраивались танцы.
На торжествах столики менялись семь раз, то есть застолье состояло из семи столов (если семья была обеспеченной) или из трех (если среднего достатка).
Поэтапно угощали различными блюдами: от мяса животных и птиц до сладостей и меда. После седьмого, последнего стола, провозглашался тост за достаток и еду, которая находится на столе. Следующий тост произносил старший из гостей, и посвящался он тхамаде. А в последнюю очередь тхамада говорил шэсыжыбжьэ (тост, в котором провожали гостей, желали им доброго пути).
Существует несколько неизменных правил этикета. За один стол никогда вместе не садились мужчины, женщины и молодежь. Нельзя, чтобы за стол садились люди разных поколений. Непозволительно сыновьям сидеть вместе с отцом. Тостов не должно быть больше семи. Это сакральное число, как и сам стол.Источник фотографий: Russia.Travel
Застольный этикет – это часть адыгэ хабзэ, который регулировал, да и сейчас в какой-то мере регулирует взаимоотношения людей в семье и обществе, правила общения между старшими и младшими, между мужчинами и женщинами, между хозяевами и гостями.
Каждое слово, каждое движение в застольном этикете кабардинцев выверены веками и несут в себе глубокий философский смысл.
Испокон веков у адыгского стола были более почетные (жьантIэ) и менее престижные (шхэфэгу) места. В современных домах или комнатах самый дальний угол от двери – почетное место для самого уважаемого гостя и тхамады (старшего за праздничным столом). Права быть тхамадой удостаивался уважаемый в роду человек, знаток традиций и обычаев, умеющий вести застолье.
Порядок провозглашения тостов, их содержание – это особое искусство. Согласно хабзэ, тхамада стола имеет три тоста. В прежние времена адыги на торжествах пили только из общей большой чаши с махсымой (хмельной напиток), которая после каждого тоста передавалась по кругу. Сказав свой первый тост, посвященный тому событию, ради которого собрались, тхамада, не отпив, передавал чашу своему соседу справа. Сейчас эта традиция выражается в том, что провозгласивший тост не пьет первым, а ждет, пока это сделают другие. Так чаша обходила всех сидящих за столами и возвращалась к тхамаде от сидящего по левую руку. И только тогда тхамада допивал махсыму. При этом, прежде чем отпить из чаши и передать ее соседу справа, пьющий должен был обратиться к нему: «НокIуэ» (идет к тебе). Иначе сосед мог и не принять чашу. Второй тост провозглашал старший из гостей, а третий – сидящий слева от тхамады. После этого тхамада предоставлял возможность высказаться и другим по своему усмотрению. При выборе он руководствовался тем, насколько этот человек умен и уважаем в обществе.
В те времена, когда наши предки пользовались столиками на трех ножках, тот, за которым сидел тхамада, ставили именно в этом углу, поближе к очагу. Согласно хабзэ, за один столик не усаживали более четырех человек, а за столик тхамады – не более трех. Когда тхамада занимал свое место, справа от себя он сажал старшего из гостей. Место слева занимал кто-нибудь из старших по возрасту или положению от хозяев. Остальные рассаживались согласно возрасту и важности персоны. Подобный порядок рассаживания сохранился и сейчас.
В народе говорят: «Если кабардинцы уселись за стол – значит, пора уезжать». Это к тому, что процесс рассаживания тянулся очень долго. Никто не хотел, чтобы подумали: он не знает традиции и садится на то или иное место не по возрасту. Тот, кто сидел за кабардинским столом, знает, что есть целый ритуал усаживания за стол опоздавшего. Как это должно происходить? Согласно традиции, вновь вошедший в компанию должен приветствовать сидящих словами: «Гуп махуэ, апши!» (приятной, здоровой компании). Ему отвечают: «Упсэу, апши!» (долгой тебе жизни) и подают приветственный бокал, который он в свою очередь передает своему сопроводителю из числа хозяев. Тот выпивает из него, следящий за порядком на столе наливает, и бокал снова возвращается к опоздавшему гостю, который в свою очередь отдает бокал тому, кто удостоил его такой чести. Обычно приветственные бокалы вручали сидящие за столом старшие из хозяев, но не тхамада.
Однако застолье не ограничивалось одними лишь тостами и поглощением еды. Люди рассказывали интересные новости. Если среди гостей находились люди, приехавшие издалека, спрашивали о том, как живут в их краях, какие обычаи у них бытуют. Пели радостные песни, играли музыканты, устраивались танцы.
На торжествах столики менялись семь раз, то есть застолье состояло из семи столов (если семья была обеспеченной) или из трех (если среднего достатка).
Поэтапно угощали различными блюдами: от мяса животных и птиц до сладостей и меда. После седьмого, последнего стола, провозглашался тост за достаток и еду, которая находится на столе. Следующий тост произносил старший из гостей, и посвящался он тхамаде. А в последнюю очередь тхамада говорил шэсыжыбжьэ (тост, в котором провожали гостей, желали им доброго пути).
Существует несколько неизменных правил этикета. За один стол никогда вместе не садились мужчины, женщины и молодежь. Нельзя, чтобы за стол садились люди разных поколений. Непозволительно сыновьям сидеть вместе с отцом. Тостов не должно быть больше семи. Это сакральное число, как и сам стол.Источник фотографий: Russia.Travel