Выделение домашнего гончарства в ремесло, как и широкое применение гончарного круга на Руси, приходится на IX век – эпоху становления и развития городов.
Средневековая вятская глиняная посуда не отличалась разнообразием, выделяется две категории форм – горшки и чаши, которые имели небольшие размеры. Порождением быстро вращающегося круга можно считать появление линейного и ленточного орнаментов. Свою посуду вятские мастера клеймили – это свидетельствует о переходе гончаров к мелкотоварному производству.
Деревенская керамика ХIX–ХХ веков почти в полной неприкосновенности сохраняет характерные черты гончарства ХIV–ХV веков и отражает картину неподвижности гончарной техники в русской феодальной деревне. По составу глиняного теста и по различиям в форме посуда достаточно четко разделяется на территориальные группы.
Наиболее распространенными являются горшки с короткой шейкой и максимальным расширением в верхней части тулова, сделанные из глины с примесью песка, хорошо обжаренные. Они распространены по территориям, примыкающим к Средней Волге. В северо-западной части Кировской области, соседствующей с Вологодской и Архангельской областями, преобладает посуда открытых чашевидных форм (коллекция Лальского краеведческого музея). До начала ХХ века в северо-восточной части Афанасьевского района сохранилась древняя технология изготовления посуды ленточным налепом.
Изделия вятских мастеров не отличались особой красотой, но были удобными и дешевыми. Гончары делали простые, необходимые в крестьянском быту предметы: горшки, кринки для молока и сметаны, корчаги для смолы, миски, плошки, тарелки, мерники, рукомойники. Основным материалом для их изготовления служила местная красная глина.
Изделия вятских мастеров по особенностям обработки внешней поверхности подразделялись на различные виды: черные, обварные, муравленые, глазурованные.
Наибольшим спросом у населения пользовалась лаковая посуда. Эффект лаковой поверхности достигался двумя способами – путем глазурования и путем муравления.
Для получения глазурованной посуды разного цвета мастер использовал металлические порошки и опилки: для красного цвета – свинец и медную окалину, для белого – свинец на белой глиняной поверхности, для зеленого – медную окалину. Эти порошки насыпались на высушенную и намазанную дегтем поверхность изделий перед обжигом. Для получения так называемой муравленой (блестящей) посуды использовали перед обжигом крепкий раствор соли. Обварная техника декора получалась после опускания горячей, вынутой из печи посуды в «обвар», то есть разболтанную в воде прокисшую ржаную муку с добавлением мела или пивных дрожжей. Запекшаяся мука создавала красивые случайные затеки, пятна, пузыри, а также делала крепче керамический сосуд.
И, наконец, черная (задымленная) поверхность изделий получалась при обжиге в коптящем пламени.
Сама же технология изготовления гончарной посуды состояла из нескольких этапов. Сначала отбирали и тщательно готовили глиняную массу. Красную глину заготавливали сами, а белую для декора покупали в Глазовском или Орловском уездах. Глину перебирали и удаляли ненужные примеси, месили в корыте с водой ногами и руками. Затем на гончарном круге продукцию декорировали, а после сушили и обжигали прямо в избе, в русской печи или в горне – специальной печи на улице. При изготовлении посуды использовали разные варианты украшения, которые повышали стоимость изделий при продаже.
Источник фотографий: Russia.Travel
Выделение домашнего гончарства в ремесло, как и широкое применение гончарного круга на Руси, приходится на IX век – эпоху становления и развития городов.
Средневековая вятская глиняная посуда не отличалась разнообразием, выделяется две категории форм – горшки и чаши, которые имели небольшие размеры. Порождением быстро вращающегося круга можно считать появление линейного и ленточного орнаментов. Свою посуду вятские мастера клеймили – это свидетельствует о переходе гончаров к мелкотоварному производству.
Деревенская керамика ХIX–ХХ веков почти в полной неприкосновенности сохраняет характерные черты гончарства ХIV–ХV веков и отражает картину неподвижности гончарной техники в русской феодальной деревне. По составу глиняного теста и по различиям в форме посуда достаточно четко разделяется на территориальные группы.
Наиболее распространенными являются горшки с короткой шейкой и максимальным расширением в верхней части тулова, сделанные из глины с примесью песка, хорошо обжаренные. Они распространены по территориям, примыкающим к Средней Волге. В северо-западной части Кировской области, соседствующей с Вологодской и Архангельской областями, преобладает посуда открытых чашевидных форм (коллекция Лальского краеведческого музея). До начала ХХ века в северо-восточной части Афанасьевского района сохранилась древняя технология изготовления посуды ленточным налепом.
Изделия вятских мастеров не отличались особой красотой, но были удобными и дешевыми. Гончары делали простые, необходимые в крестьянском быту предметы: горшки, кринки для молока и сметаны, корчаги для смолы, миски, плошки, тарелки, мерники, рукомойники. Основным материалом для их изготовления служила местная красная глина.
Изделия вятских мастеров по особенностям обработки внешней поверхности подразделялись на различные виды: черные, обварные, муравленые, глазурованные.
Наибольшим спросом у населения пользовалась лаковая посуда. Эффект лаковой поверхности достигался двумя способами – путем глазурования и путем муравления.
Для получения глазурованной посуды разного цвета мастер использовал металлические порошки и опилки: для красного цвета – свинец и медную окалину, для белого – свинец на белой глиняной поверхности, для зеленого – медную окалину. Эти порошки насыпались на высушенную и намазанную дегтем поверхность изделий перед обжигом. Для получения так называемой муравленой (блестящей) посуды использовали перед обжигом крепкий раствор соли. Обварная техника декора получалась после опускания горячей, вынутой из печи посуды в «обвар», то есть разболтанную в воде прокисшую ржаную муку с добавлением мела или пивных дрожжей. Запекшаяся мука создавала красивые случайные затеки, пятна, пузыри, а также делала крепче керамический сосуд.
И, наконец, черная (задымленная) поверхность изделий получалась при обжиге в коптящем пламени.
Сама же технология изготовления гончарной посуды состояла из нескольких этапов. Сначала отбирали и тщательно готовили глиняную массу. Красную глину заготавливали сами, а белую для декора покупали в Глазовском или Орловском уездах. Глину перебирали и удаляли ненужные примеси, месили в корыте с водой ногами и руками. Затем на гончарном круге продукцию декорировали, а после сушили и обжигали прямо в избе, в русской печи или в горне – специальной печи на улице. При изготовлении посуды использовали разные варианты украшения, которые повышали стоимость изделий при продаже.
Источник фотографий: Russia.Travel