Вход
0 отзывов
Гора Челсана
Республика Бурятия, Кижингинский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Гора Челсана

Категории

Описание

Гора Челсана, которая находится на территории Кижингинского района, широко известна и в соседних районах Бурятии и Забайкальского края. По легенде, она является дворцом духа местности Буурал Баабай. Желающий попросить у него помощи проводит обряд подношения, строгие каноны которого не рекомендуются нарушать во избежание гнева Буурал Баабай и его ангела-хранителя. Об этом духе местности ходит множество преданий. Например, считается, что именно Буурал Баабай спас кижингинского буддийского философа Эрдэни-Хайбзун Галшиева, который около двадцати лет обучался в Тибете и обладал гениальным талантом. Когда он читал во время хурала, от его необычного голоса дребезжали оконные стекла дацана, а наполненная в чашечках-сугсэ вода переливалась через края. Из-за его голоса не было слышно других всех вместе взятых лам, так что от него решили избавиться путём лживого обвинения, из-за которого его приговорили к смертной казни. Тогда Эрдэни-Хайбзун стал молиться, прося помощи у хранителя горы Челсан, и в день его казни в Тибете верхом на коне появился Отог ноёон Буурал баабай, который спас ламу от гибели. 

На Челсане коллективно проводят обряды поклонения Обоо — это основная форма внедацанской обрядности. Его цель — умилостивить хозяев, духов местностей, чтобы они покровительствовали жителям данной местности, вовремя отправляли дожди, тепло, охраняли от болезней, а также способствовали размножению скота и так далее. Духов угощают молочной и мясной пищей, дополнительно привязывают к ветвям молодых деревьев полоски новых тканей, оставляют сладости, деньги. Жгут на каменных алтарях можжевельник, благовонный дым от которого считался для духов, божеств приятной пищей. Все это расценивалось как жертва. В ответ божества в течение длительного времени должны были содействовать благополучию семьи, приросту скота, богатству, здоровью и другим видам благодеяний

После принятия хоринцами буддизма в течение многих лет молебствами на обоо продолжали руководить шаманы. Говорят, что духи местностей, которым посвящены обоо, долго не хотели иметь дело с ламами, считая, что не наступило еще их время прозрения. Прибывший из Внутренней Монголии лама Хорчид гэгэн в 1839 году добился согласия перехода Буурал баабай — хозяина горы Челсан в буддизм.


Источник фотографий: Russia.Travel

Гора Челсана, которая находится на территории Кижингинского района, широко известна и в соседних районах Бурятии и Забайкальского края. По легенде, она является дворцом духа местности Буурал Баабай. Желающий попросить у него помощи проводит обряд подношения, строгие каноны которого не рекомендуются нарушать во избежание гнева Буурал Баабай и его ангела-хранителя. Об этом духе местности ходит множество преданий. Например, считается, что именно Буурал Баабай спас кижингинского буддийского философа Эрдэни-Хайбзун Галшиева, который около двадцати лет обучался в Тибете и обладал гениальным талантом. Когда он читал во время хурала, от его необычного голоса дребезжали оконные стекла дацана, а наполненная в чашечках-сугсэ вода переливалась через края. Из-за его голоса не было слышно других всех вместе взятых лам, так что от него решили избавиться путём лживого обвинения, из-за которого его приговорили к смертной казни. Тогда Эрдэни-Хайбзун стал молиться, прося помощи у хранителя горы Челсан, и в день его казни в Тибете верхом на коне появился Отог ноёон Буурал баабай, который спас ламу от гибели. 

На Челсане коллективно проводят обряды поклонения Обоо — это основная форма внедацанской обрядности. Его цель — умилостивить хозяев, духов местностей, чтобы они покровительствовали жителям данной местности, вовремя отправляли дожди, тепло, охраняли от болезней, а также способствовали размножению скота и так далее. Духов угощают молочной и мясной пищей, дополнительно привязывают к ветвям молодых деревьев полоски новых тканей, оставляют сладости, деньги. Жгут на каменных алтарях можжевельник, благовонный дым от которого считался для духов, божеств приятной пищей. Все это расценивалось как жертва. В ответ божества в течение длительного времени должны были содействовать благополучию семьи, приросту скота, богатству, здоровью и другим видам благодеяний

После принятия хоринцами буддизма в течение многих лет молебствами на обоо продолжали руководить шаманы. Говорят, что духи местностей, которым посвящены обоо, долго не хотели иметь дело с ламами, считая, что не наступило еще их время прозрения. Прибывший из Внутренней Монголии лама Хорчид гэгэн в 1839 году добился согласия перехода Буурал баабай — хозяина горы Челсан в буддизм.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала