Остров Твердыш, в северной части которого расположен музей-заповедник «Парк Монрепо», назывался раньше Замковым островом (на шведском — Slottsholmen, на финнском — Linnansaari). Когда Выборг входил в состав королевства Швеции, земля на острове принадлежала казне и управлялась наместником Выборгского замка. В середине XVI века здесь появилась сельскохозяйственная усадьба Лилль Ладугорд; в переводе с шведского Lill Ladugård, малый скотный двор. На месте будущего парка располагались выпасы и колодцы.
Вскоре после после окончания Северной войны и включения Выборга в состав Российской империи началось возведение русских укреплений Санкт-Аннен-Крон в месте, где ранее находилось ядро Лилль Ладугорда. Лилль Ладугорд в это время входил в число земель, пожалованных строителю укреплений инженеру А. де Кулону, бывшему с 1732 года выборгским обер-комендантом. Владелец получал с остававшейся в запустении казённой земли доход в виде аренды, выплачиваемой магистратом за пользование выпасами и огородами.
Первым, кто превратил Лилль Ладугорд в жилую усадьбу, стал выборгский обер-комендант Пётр Алексеевич Ступишин, которому эта земля была отдана в 1760 году. Рядом с хутором Старый Выборг Ступишин возводит жилой дом и разбивает парк, названный им в честь своей жены Шарлоттенталь.
После кончины Ступишина владельцем Лилль Ладугорда становится шурин великого князя Павла Петровича, Фридрих Вильгельм Карл герцог Вюртембергский, назначенный Екатериной II выборгским генерал-губернатором. Свою загородную резиденцию в Лилль Ладугорде герцог Вюртембергский называет Монрепо, на французском — Mon Repos, в переводе — место моего отдыха. Он строит там новый дом и расширяет парк в сторону побережья. Парк герцога Вюртембергского планировался как пейзажный, с извилистыми дорожками, с подъёмами на обзорные площадки на вершинах прибрежных скал.
В конце 1786 года, после конфликта с Екатериной II, герцог Вюртембергский вынужден был покинуть Россию. Через два года Монрепо приобретает секретарь великой княгини Марии Фёдоровны (сестры герцога Вюртембергского) барон Людвиг Генрих фон Николаи, немецкий поэт и писатель, один из воспитателей великого князя Павла Петровича.
При Николаи жилой дом перестраивается по проекту итальянского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли, в ансамбле с домом возводится Библиотечный флигель. Пейзажный парк расширяется до современных размеров; два десятилетия в нём разбивают аллеи, создают берегоукрепления и набережные, возводят павильоны, устраивают гроты, устанавливают скульптуры. К началу XIX века парк обретает в целом тот облик, который позволил ему позднее стать одним из наиболее известных частных парков Европы. Концепцию своего парка Николаи излагает в поэме «Имение Монрепо в Финляндии».
В 1801 году император Александр I пожаловал Монрепо Людвигу Генриху фон Николаи в вечное и потомственное владение, и тот смог передать имение по наследству своему единственному сыну, Паулю фон Николаи, российскому дипломату. Опираясь на неосуществлённые замыслы отца, но претворяя их в жизнь сообразно собственному вкусу, Пауль придал парку Монрепо современные черты. Почти все памятники, сохранившиеся в парке до наших дней, были созданы при Пауле фон Николаи: обелиск погибшим в сражениях с Наполеоном братьям де Бройлям, павильон источника Нарцисс, скульптура героя финских рун Вяйнямёйнена, псевдоготические въездные ворота, а также капелла Людвигсбург, воздвигнутая Паулем в память об отце.
В 1834 году Монрепо по прошению фон Николаи становится заповедным непродажным имением баронского рода Николаи, с наследованием по праву первородства. Следующие два наследника Монрепо не меняли парк — лишь в 1873 году установили новую скульптуру Вяйнямёйнена взамен разбитой вандалами.
После революции в октябре 1917 года и последовавшего за ней обретения Финляндией независимости семья Николаи остаётся в Монрепо. Территория имения в это время заметно сокращается, так как владельцы уступают большую часть земли городу Выборгу под развивающиеся посёлки.
По результатам Второй Мировой войны город Выборг отошёл к СССР. В первые послевоенные годы территория бывшего имения Монрепо используется в качестве базы отдыха для военнослужащих. В 1952 году Главный усадебный дом и Библиотечный флигель получают статус памятника архитектуры. В доме размещается детский сад, а флигель отдаётся под многоквартирный жилой дом. Монрепо становится парком культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. И. Калинина. К началу 1960-х годов все деревянные парковые павильоны, а также скульптуры, включая памятники на фамильном кладбище, были утрачены. В 1960 году комплекс усадебных построек, парк и примыкающий лесной массив получают статус памятника истории и культуры республиканского значения. В доме после вывода из него детского сада начинаются реставрационные работы.
Инициативная группа общественных деятелей Выборга, беспокоясь о состоянии парка, добивается при поддержке академика Д. С. Лихачёва статуса музея-заповедника для Монрепо. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо» был образован решением Совета министров РСФСР в 1988 году.
Источник фотографий: Russia.Travel
Остров Твердыш, в северной части которого расположен музей-заповедник «Парк Монрепо», назывался раньше Замковым островом (на шведском — Slottsholmen, на финнском — Linnansaari). Когда Выборг входил в состав королевства Швеции, земля на острове принадлежала казне и управлялась наместником Выборгского замка. В середине XVI века здесь появилась сельскохозяйственная усадьба Лилль Ладугорд; в переводе с шведского Lill Ladugård, малый скотный двор. На месте будущего парка располагались выпасы и колодцы.
Вскоре после после окончания Северной войны и включения Выборга в состав Российской империи началось возведение русских укреплений Санкт-Аннен-Крон в месте, где ранее находилось ядро Лилль Ладугорда. Лилль Ладугорд в это время входил в число земель, пожалованных строителю укреплений инженеру А. де Кулону, бывшему с 1732 года выборгским обер-комендантом. Владелец получал с остававшейся в запустении казённой земли доход в виде аренды, выплачиваемой магистратом за пользование выпасами и огородами.
Первым, кто превратил Лилль Ладугорд в жилую усадьбу, стал выборгский обер-комендант Пётр Алексеевич Ступишин, которому эта земля была отдана в 1760 году. Рядом с хутором Старый Выборг Ступишин возводит жилой дом и разбивает парк, названный им в честь своей жены Шарлоттенталь.
После кончины Ступишина владельцем Лилль Ладугорда становится шурин великого князя Павла Петровича, Фридрих Вильгельм Карл герцог Вюртембергский, назначенный Екатериной II выборгским генерал-губернатором. Свою загородную резиденцию в Лилль Ладугорде герцог Вюртембергский называет Монрепо, на французском — Mon Repos, в переводе — место моего отдыха. Он строит там новый дом и расширяет парк в сторону побережья. Парк герцога Вюртембергского планировался как пейзажный, с извилистыми дорожками, с подъёмами на обзорные площадки на вершинах прибрежных скал.
В конце 1786 года, после конфликта с Екатериной II, герцог Вюртембергский вынужден был покинуть Россию. Через два года Монрепо приобретает секретарь великой княгини Марии Фёдоровны (сестры герцога Вюртембергского) барон Людвиг Генрих фон Николаи, немецкий поэт и писатель, один из воспитателей великого князя Павла Петровича.
При Николаи жилой дом перестраивается по проекту итальянского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли, в ансамбле с домом возводится Библиотечный флигель. Пейзажный парк расширяется до современных размеров; два десятилетия в нём разбивают аллеи, создают берегоукрепления и набережные, возводят павильоны, устраивают гроты, устанавливают скульптуры. К началу XIX века парк обретает в целом тот облик, который позволил ему позднее стать одним из наиболее известных частных парков Европы. Концепцию своего парка Николаи излагает в поэме «Имение Монрепо в Финляндии».
В 1801 году император Александр I пожаловал Монрепо Людвигу Генриху фон Николаи в вечное и потомственное владение, и тот смог передать имение по наследству своему единственному сыну, Паулю фон Николаи, российскому дипломату. Опираясь на неосуществлённые замыслы отца, но претворяя их в жизнь сообразно собственному вкусу, Пауль придал парку Монрепо современные черты. Почти все памятники, сохранившиеся в парке до наших дней, были созданы при Пауле фон Николаи: обелиск погибшим в сражениях с Наполеоном братьям де Бройлям, павильон источника Нарцисс, скульптура героя финских рун Вяйнямёйнена, псевдоготические въездные ворота, а также капелла Людвигсбург, воздвигнутая Паулем в память об отце.
В 1834 году Монрепо по прошению фон Николаи становится заповедным непродажным имением баронского рода Николаи, с наследованием по праву первородства. Следующие два наследника Монрепо не меняли парк — лишь в 1873 году установили новую скульптуру Вяйнямёйнена взамен разбитой вандалами.
После революции в октябре 1917 года и последовавшего за ней обретения Финляндией независимости семья Николаи остаётся в Монрепо. Территория имения в это время заметно сокращается, так как владельцы уступают большую часть земли городу Выборгу под развивающиеся посёлки.
По результатам Второй Мировой войны город Выборг отошёл к СССР. В первые послевоенные годы территория бывшего имения Монрепо используется в качестве базы отдыха для военнослужащих. В 1952 году Главный усадебный дом и Библиотечный флигель получают статус памятника архитектуры. В доме размещается детский сад, а флигель отдаётся под многоквартирный жилой дом. Монрепо становится парком культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. И. Калинина. К началу 1960-х годов все деревянные парковые павильоны, а также скульптуры, включая памятники на фамильном кладбище, были утрачены. В 1960 году комплекс усадебных построек, парк и примыкающий лесной массив получают статус памятника истории и культуры республиканского значения. В доме после вывода из него детского сада начинаются реставрационные работы.
Инициативная группа общественных деятелей Выборга, беспокоясь о состоянии парка, добивается при поддержке академика Д. С. Лихачёва статуса музея-заповедника для Монрепо. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо» был образован решением Совета министров РСФСР в 1988 году.
Источник фотографий: Russia.Travel