Сопка представляет собой возвышение, формой напоминающее голову. Северо-западный склон ее полог и ровен, юго-восточный — скалист и обрывист. На юго-восточной стороне в складках горы растут кустарники и береза. Это типичный дайк — интрузия изверженных пород.
На вершине сопки в 1991 году по решению сельского схода и на народные средства было установлено Обоо.
В мае 2007 года северо-западный склон сопки украсила надпись из мраморной крошки «Ом мани падмэ хум». Решение выложить текст мантры было принято местными жителями.
О происхождении сопки и ее значении ходит много легенд. Но исторически доказано, что некогда у подножья горы была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди. Для защиты от непогоды они разводили костры, потому все входы закопчены. В свое время пещера была исследована известным советским археологом, академиком А.П. Окладниковым. Им был обнаружен небольшой грот с довольно высоким куполовидным потолком. На сводах и потолке были многочисленные рисунки, выполненные красной краской. Древний человек был хорошим художником, он запечатлел на скалах свои занятия и жизнь сородичей, сцены охоты, фрагменты некоторых военных действий, отдельный людей, зверей и птиц. Но со временем входы в пещеру оказались засыпанными и завалены крупными глыбами. Последний вход в пещеру был завален в результате землетрясения в 1950 году.
Рядом с заваленной пещерой находится ниша, которая носит название Гун-Саба, в честь популярного в бурятских легендах Саввы Рагузинского, русского посла к китайскому императору, основателю города Кяхта. Он останавливался здесь на отдых и ночлег.
Для местных жителей сопка является священным местом, где устраиваются молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями в дар богу. Обрядовое поклонение проводится ежегодно. Это всеобщий праздник; раньше он проходил с конными скачками, национальной бурятской борьбой.
На вершине сопки стоял субурган, частично отлитый из чугуна на Петровск-Забайкальском металлургическом заводе. В нише субургана горела вечная зула, ее заправляли и зажигали по очереди все жители бывших деревень Магазин и Боро-Губээ (нынешняя Иволга). В 20-х годах субурган поразила страшной силы молния, расколов его на части, которые разлетелись и скатились вниз. Сельский сход жителей села Иволгинск решил вновь соорудить субурган. На обо-тахилган в 1991 году его освятили.
Источник фотографий: Russia.Travel
Сопка представляет собой возвышение, формой напоминающее голову. Северо-западный склон ее полог и ровен, юго-восточный — скалист и обрывист. На юго-восточной стороне в складках горы растут кустарники и береза. Это типичный дайк — интрузия изверженных пород.
На вершине сопки в 1991 году по решению сельского схода и на народные средства было установлено Обоо.
В мае 2007 года северо-западный склон сопки украсила надпись из мраморной крошки «Ом мани падмэ хум». Решение выложить текст мантры было принято местными жителями.
О происхождении сопки и ее значении ходит много легенд. Но исторически доказано, что некогда у подножья горы была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди. Для защиты от непогоды они разводили костры, потому все входы закопчены. В свое время пещера была исследована известным советским археологом, академиком А.П. Окладниковым. Им был обнаружен небольшой грот с довольно высоким куполовидным потолком. На сводах и потолке были многочисленные рисунки, выполненные красной краской. Древний человек был хорошим художником, он запечатлел на скалах свои занятия и жизнь сородичей, сцены охоты, фрагменты некоторых военных действий, отдельный людей, зверей и птиц. Но со временем входы в пещеру оказались засыпанными и завалены крупными глыбами. Последний вход в пещеру был завален в результате землетрясения в 1950 году.
Рядом с заваленной пещерой находится ниша, которая носит название Гун-Саба, в честь популярного в бурятских легендах Саввы Рагузинского, русского посла к китайскому императору, основателю города Кяхта. Он останавливался здесь на отдых и ночлег.
Для местных жителей сопка является священным местом, где устраиваются молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями в дар богу. Обрядовое поклонение проводится ежегодно. Это всеобщий праздник; раньше он проходил с конными скачками, национальной бурятской борьбой.
На вершине сопки стоял субурган, частично отлитый из чугуна на Петровск-Забайкальском металлургическом заводе. В нише субургана горела вечная зула, ее заправляли и зажигали по очереди все жители бывших деревень Магазин и Боро-Губээ (нынешняя Иволга). В 20-х годах субурган поразила страшной силы молния, расколов его на части, которые разлетелись и скатились вниз. Сельский сход жителей села Иволгинск решил вновь соорудить субурган. На обо-тахилган в 1991 году его освятили.
Источник фотографий: Russia.Travel