Вход
0 отзывов
Иволгинский дацан
Республика Бурятия, село Верхняя Иволга, Иволгинский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Иволгинский дацан

Описание

У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России — Иволгинский дацан.

Иволгинский дацан, открытый в 1945 году, сегодня называют духовной столицей буддистов России. Это самый крупный буддийский комплекс на территории страны. С его постройки началась история возрождения буддистской традиции в России, почти полностью уничтоженной в первые десятилетия советской власти.

На рубеже XIX–XX веков в азиатской части России проживало более 150 000 буддистов, существовало больше 150 сумэ (небольших храмов) и 30 дацанов. Однако после революции 1917 года на все религиозные конфессии, в том числе и на буддизм, начались гонения.

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности неподалеку от поселка Верхняя Иволга. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, в которых изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России, вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря. На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в стране.

Монастырский комплекс Иволгинского дацана состоит из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределы России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова — главы буддистов России начала XX века, сподвижника Далай-ламы XIV.

Итигэлов перед своей смертью в 1927 году попросил монахов о двух вещах: читать о нем специальную заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда его осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и вновь захоронили.

В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. Монахи знали ответ. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться.



Источник фотографий: Russia.Travel

У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России — Иволгинский дацан.

Иволгинский дацан, открытый в 1945 году, сегодня называют духовной столицей буддистов России. Это самый крупный буддийский комплекс на территории страны. С его постройки началась история возрождения буддистской традиции в России, почти полностью уничтоженной в первые десятилетия советской власти.

На рубеже XIX–XX веков в азиатской части России проживало более 150 000 буддистов, существовало больше 150 сумэ (небольших храмов) и 30 дацанов. Однако после революции 1917 года на все религиозные конфессии, в том числе и на буддизм, начались гонения.

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности неподалеку от поселка Верхняя Иволга. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, в которых изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России, вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря. На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в стране.

Монастырский комплекс Иволгинского дацана состоит из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределы России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова — главы буддистов России начала XX века, сподвижника Далай-ламы XIV.

Итигэлов перед своей смертью в 1927 году попросил монахов о двух вещах: читать о нем специальную заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда его осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и вновь захоронили.

В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. Монахи знали ответ. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться.



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала