Вход
0 отзывов
Калмыцкие ювелирные украшения
Республика Калмыкия, Элиста, городской округ Элиста, улица В.И. Ленина
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Калмыцкие ювелирные украшения

Описание

В культурах всех народов мира особое место занимают женские и мужские ювелирные украшения, маркеры половозрастного и социального статуса. Но драматическая история калмыцкого народа в ХХ веке, тяготы и лишения, выпавшие на его долю, отодвинули далеко на задний план место украшений в обиходе народа. В редкой калмыцкой семье сохранились старинные украшения. Более чем скромно представлено ювелирное искусство в Калмыцком республиканском краеведческом музее. С уходом из современной жизни значительной части материальной культуры, в том числе и традиционных украшений, забываются техника изготовления и правила ношения драгоценностей.

Ювелирные украшения выполняли различные функции. Украшая человека и его одежду, они символизировали знатность и богатство своих владельцев. Чем выше находился человек в системе социальной иерархии, тем большее количество дорогих украшений он должен был иметь и демонстрировать.
Праздничная одежда многих знатных мужчин, женщин и детей дополнялась серьгами, токугами (парные украшения, утяжелявшие конец женской косы), поясами, кольцами из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Украшались оружие, сбруя, многие другие предметы культа и быта. Калмыцкая знать была знакома с самыми дорогими и редкими камнями, высоко ценила и знала толк в драгоценностях. Ношение дорогих украшений знатью было политически престижным. Драгоценности не только наглядно подтверждали cилу и мощь рода, его богатство и процветание в настоящем, но и доказывали древность рода, а значит, и право на власть.

К числу ювелирных украшений относятся серьги и кольца, изготовленные в основном калмыцкими мастерами. Замужние женщины носили серьги в обоих ушах. Девушки — только в правом ухе. Кольца изготовлялись для богатых заказчиков из серебра, редко — из золота, а для бедных — из низкопробного, так называемого «польского» серебра, а также из меди. 

Однако первичное предназначение изделий из серебра, золота и драгоценных камней было магическим: они должны были охранять людей от злых духов, дурного глаза и других жизненных невзгод. Считалось, что серебро имеет большую силу против нечистого духа, который не в состоянии поднять даже самую легкую серебряную монету. Существовали неписанные, передаваемые из уст в уста многими поколениями в народе правила ношения ювелирных украшений. 

У девочек были маленькие серьги, чаще всего серебряные, иногда золотые, особенно были популярны сережки с маленьким «красным глазком». На пальцах носили серебряные кольца простой формы. Все это, по народному мнению, охраняло ребенка от дурного глаза и злых духов. Женщины носили большие висячие серьги. Особенно были популярны сережки с пятью красными камнями. Это число соответствовало пяти умам, пяти видам чувств. Особенно ценились серьги с подвесками. Бытовало общепринятое мнение, согласно которому в ушах полагалось носить золото как способствующее работе ума, на шее — серебро — для защиты души, а на руках медь — для охраны здоровья.

Существовало неписаное правило, согласно которому человек, случайно нашедший золотую вещицу, должен был непременно пожертвовать ее хурулу (буддийской общине-храму), иначе его ожидает несчастье. Право носить серьгу имел только женатый мужчина. По серьге и кольцу типа хавсн бильцг когда-то можно было определить семейное положение мужчины. Мужские серьги были в виде колец, серебряные или золотые, часто с жемчугом или серебром.

Наиболее популярны у калмыков были серебро — цаган-менгн, золото — алтн, ценилась платина — цаган алтн. Им были известны многие драгоценные камни: кораллы — шур, бирюза — ойун чолун, жемчуг — сувсн, янтарь — хув, нефрит — бендерьян чолун, халцедон — манн, яхонт — бадм чолун, яшма — хас, хаш, рубин — улан чолун, бриллиант — джиндмн, вачир и др.Эти камни использовались в украшениях как для повседневной, так и для нарядной одежды. Из них изготавливались пуговицы, серьги; браслеты (товч, сиик, бугу), перстни и кольца (бильцг), в том числе подобные обручальным кольцам (хавсн бильцг), токуги (накосники).


Источник фотографий: Russia.Travel

В культурах всех народов мира особое место занимают женские и мужские ювелирные украшения, маркеры половозрастного и социального статуса. Но драматическая история калмыцкого народа в ХХ веке, тяготы и лишения, выпавшие на его долю, отодвинули далеко на задний план место украшений в обиходе народа. В редкой калмыцкой семье сохранились старинные украшения. Более чем скромно представлено ювелирное искусство в Калмыцком республиканском краеведческом музее. С уходом из современной жизни значительной части материальной культуры, в том числе и традиционных украшений, забываются техника изготовления и правила ношения драгоценностей.

Ювелирные украшения выполняли различные функции. Украшая человека и его одежду, они символизировали знатность и богатство своих владельцев. Чем выше находился человек в системе социальной иерархии, тем большее количество дорогих украшений он должен был иметь и демонстрировать.
Праздничная одежда многих знатных мужчин, женщин и детей дополнялась серьгами, токугами (парные украшения, утяжелявшие конец женской косы), поясами, кольцами из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Украшались оружие, сбруя, многие другие предметы культа и быта. Калмыцкая знать была знакома с самыми дорогими и редкими камнями, высоко ценила и знала толк в драгоценностях. Ношение дорогих украшений знатью было политически престижным. Драгоценности не только наглядно подтверждали cилу и мощь рода, его богатство и процветание в настоящем, но и доказывали древность рода, а значит, и право на власть.

К числу ювелирных украшений относятся серьги и кольца, изготовленные в основном калмыцкими мастерами. Замужние женщины носили серьги в обоих ушах. Девушки — только в правом ухе. Кольца изготовлялись для богатых заказчиков из серебра, редко — из золота, а для бедных — из низкопробного, так называемого «польского» серебра, а также из меди. 

Однако первичное предназначение изделий из серебра, золота и драгоценных камней было магическим: они должны были охранять людей от злых духов, дурного глаза и других жизненных невзгод. Считалось, что серебро имеет большую силу против нечистого духа, который не в состоянии поднять даже самую легкую серебряную монету. Существовали неписанные, передаваемые из уст в уста многими поколениями в народе правила ношения ювелирных украшений. 

У девочек были маленькие серьги, чаще всего серебряные, иногда золотые, особенно были популярны сережки с маленьким «красным глазком». На пальцах носили серебряные кольца простой формы. Все это, по народному мнению, охраняло ребенка от дурного глаза и злых духов. Женщины носили большие висячие серьги. Особенно были популярны сережки с пятью красными камнями. Это число соответствовало пяти умам, пяти видам чувств. Особенно ценились серьги с подвесками. Бытовало общепринятое мнение, согласно которому в ушах полагалось носить золото как способствующее работе ума, на шее — серебро — для защиты души, а на руках медь — для охраны здоровья.

Существовало неписаное правило, согласно которому человек, случайно нашедший золотую вещицу, должен был непременно пожертвовать ее хурулу (буддийской общине-храму), иначе его ожидает несчастье. Право носить серьгу имел только женатый мужчина. По серьге и кольцу типа хавсн бильцг когда-то можно было определить семейное положение мужчины. Мужские серьги были в виде колец, серебряные или золотые, часто с жемчугом или серебром.

Наиболее популярны у калмыков были серебро — цаган-менгн, золото — алтн, ценилась платина — цаган алтн. Им были известны многие драгоценные камни: кораллы — шур, бирюза — ойун чолун, жемчуг — сувсн, янтарь — хув, нефрит — бендерьян чолун, халцедон — манн, яхонт — бадм чолун, яшма — хас, хаш, рубин — улан чолун, бриллиант — джиндмн, вачир и др.Эти камни использовались в украшениях как для повседневной, так и для нарядной одежды. Из них изготавливались пуговицы, серьги; браслеты (товч, сиик, бугу), перстни и кольца (бильцг), в том числе подобные обручальным кольцам (хавсн бильцг), токуги (накосники).


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала