Вход
0 отзывов
Камень Стефана Пермского
Республика Коми, деревня Эжолты, Усть-Вымский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Камень Стефана Пермского

Категории

Описание

В центре деревни Эжолты Усть-Вымского района Республики Коми лежит огромный камень, глубоко вросший в землю, – так глубоко, что когда в 30-е годы прошлого века, при советской власти, пытались его выкорчевать комсомольцы, то не смогли и с места его сдвинуть ни лошадьми, ни трактором, словно корни пустил он в эту землю. А хотели его убрать только потому, что издревле почитали его жители деревни, да и жители всей округи волости тоже.

Рассказывали старики, что когда-то приплыл на этом камне сам Стефан Пермский, чтобы крестить язычников – вымскую чудь, мол, со Святым Духом плыл Стефан, вот и не тонул камень.

Стефан Пермский в XIV веке привёл к крещению коми народ и, создав Пермскую епархию, объединил коми народ в христианской вере. В коми легендах он выступает как креститель чуди: он плывёт на камне и несёт веру во все уголки Коми земли, совершает чудеса, вступает в магические состязания с колдунами-тунами. Очевидно, тунами в дохристианскую эпоху называли шаманов. Противники Стефана способны перемещаться в подводном мире, воздействовать на природные стихии, обращаться в животных и рыб, они неуязвимы к воздействию оружия и фактически бессмертны. Это могучие люди с языческими именами – Ошлапей, Мелейка, Паляйка, Кöрт-Айка, Кыска, что свидетельствует об их несомненном отношении к идеологии языческого мира. Стефан вынужден схватиться с ними в поединке, чтобы доказать превосходство своей веры. В ходе путешествий Стефана Пермская земля приобретает другие очертания: происходят изменения природного ландшафта, географических названий, даются прозвища (новые имена) и предсказания о будущем жителям прибрежных деревень. До революции в Эжолты стояло двенадцать обетных крестов, посвящённых разным святым.

Стоял крест и возле Стефановского камня. В престольный праздник деревни, 12 сентября, в осенний Иванов день, собирались деревенские жители на молебен в маленькой часовне – Крест кум – возле ручья Вежашор, что означает «Святой ручей», а затем крестным ходом шли в церковь. После молебна в церкви обходили все двенадцать обетных крестов, возле каждого молились, но особенно долго молились возле креста у Стефановского камня. Священник кадил крест и камень, обрызгивал его освящённой водой, а после этого каждый из участников молебна старался прикоснуться к камню. Считалось, что даёт чудесный камень силу, лечит, поэтому некоторые из богомольцев даже отскребали от камня порошок и несли его домой. В советские годы кресты снесли, снесли и церковь, но почитание камня в народе сохранялось, хотя и пытались активисты бороться с «вредными» религиозными привычками односельчан. Пытливые умы учили, что камень этот никакого отношения к Стефану крестителю не имеет, что его в незапамятные времена принесло ледником. Может, и так всё это, но в народе всегда живёт вера в чудо, которое произошло в прошлом, как и в то, что отсвет его озаряет и наше настоящее.

В середине 2000-х годов крест возле камня восстановили, и хотя нет больше часовни и не проводят в деревне молебнов, приходят люди к камню Стефана Пермского, прикасаются к нему, обнимают его, фотографируются с камнем, а что даёт камень – известно только им.


Источник фотографий: Russia.Travel

В центре деревни Эжолты Усть-Вымского района Республики Коми лежит огромный камень, глубоко вросший в землю, – так глубоко, что когда в 30-е годы прошлого века, при советской власти, пытались его выкорчевать комсомольцы, то не смогли и с места его сдвинуть ни лошадьми, ни трактором, словно корни пустил он в эту землю. А хотели его убрать только потому, что издревле почитали его жители деревни, да и жители всей округи волости тоже.

Рассказывали старики, что когда-то приплыл на этом камне сам Стефан Пермский, чтобы крестить язычников – вымскую чудь, мол, со Святым Духом плыл Стефан, вот и не тонул камень.

Стефан Пермский в XIV веке привёл к крещению коми народ и, создав Пермскую епархию, объединил коми народ в христианской вере. В коми легендах он выступает как креститель чуди: он плывёт на камне и несёт веру во все уголки Коми земли, совершает чудеса, вступает в магические состязания с колдунами-тунами. Очевидно, тунами в дохристианскую эпоху называли шаманов. Противники Стефана способны перемещаться в подводном мире, воздействовать на природные стихии, обращаться в животных и рыб, они неуязвимы к воздействию оружия и фактически бессмертны. Это могучие люди с языческими именами – Ошлапей, Мелейка, Паляйка, Кöрт-Айка, Кыска, что свидетельствует об их несомненном отношении к идеологии языческого мира. Стефан вынужден схватиться с ними в поединке, чтобы доказать превосходство своей веры. В ходе путешествий Стефана Пермская земля приобретает другие очертания: происходят изменения природного ландшафта, географических названий, даются прозвища (новые имена) и предсказания о будущем жителям прибрежных деревень. До революции в Эжолты стояло двенадцать обетных крестов, посвящённых разным святым.

Стоял крест и возле Стефановского камня. В престольный праздник деревни, 12 сентября, в осенний Иванов день, собирались деревенские жители на молебен в маленькой часовне – Крест кум – возле ручья Вежашор, что означает «Святой ручей», а затем крестным ходом шли в церковь. После молебна в церкви обходили все двенадцать обетных крестов, возле каждого молились, но особенно долго молились возле креста у Стефановского камня. Священник кадил крест и камень, обрызгивал его освящённой водой, а после этого каждый из участников молебна старался прикоснуться к камню. Считалось, что даёт чудесный камень силу, лечит, поэтому некоторые из богомольцев даже отскребали от камня порошок и несли его домой. В советские годы кресты снесли, снесли и церковь, но почитание камня в народе сохранялось, хотя и пытались активисты бороться с «вредными» религиозными привычками односельчан. Пытливые умы учили, что камень этот никакого отношения к Стефану крестителю не имеет, что его в незапамятные времена принесло ледником. Может, и так всё это, но в народе всегда живёт вера в чудо, которое произошло в прошлом, как и в то, что отсвет его озаряет и наше настоящее.

В середине 2000-х годов крест возле камня восстановили, и хотя нет больше часовни и не проводят в деревне молебнов, приходят люди к камню Стефана Пермского, прикасаются к нему, обнимают его, фотографируются с камнем, а что даёт камень – известно только им.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала