Эти каменные изваяния — неоспоримые следы пребывания половцев в степях, которые теперь зовутся калмыцкими. Русские летописи называли их истуканами, позднее за ними закрепилось название «каменные бабы» от искаженного тюркского слова бабай — «предок». Эти «каменные бабы» дают точное представление о половецком костюме, украшениях и оружии.
Теперь в степи половецких «бабаев» не встретить. Их стали коллекционировать с конца XIX века и свозить в музеи — от Пятигорска до Москвы и Санкт-Петербурга.
Три каменные статуи имеются и в Национальном музее Калмыкии. Самая большая из них была найдена на берегах озера Цаган Нур и привезена в музей в 1961 году.
Каменные стелы не были надмогильными памятниками. Их сооружали на любых возвышенных местах, в том числе на курганах. Около «каменных баб», найденных на месте их первоначальной установки, были отмечены следы жертвоприношений — кости домашних животных. Каменное изваяние было символом предка, около него проводились церемонии, посвященные предкам рода или даже целого племени. Возможно, каменные статуи ставили в честь богатых и знатных представителей родов.
С приходом в степи монголо-татар, уничтоживших половецкую аристократию, традиция установки в степи каменных стел навсегда оборвалась.
Источник фотографий: Russia.Travel
Эти каменные изваяния — неоспоримые следы пребывания половцев в степях, которые теперь зовутся калмыцкими. Русские летописи называли их истуканами, позднее за ними закрепилось название «каменные бабы» от искаженного тюркского слова бабай — «предок». Эти «каменные бабы» дают точное представление о половецком костюме, украшениях и оружии.
Теперь в степи половецких «бабаев» не встретить. Их стали коллекционировать с конца XIX века и свозить в музеи — от Пятигорска до Москвы и Санкт-Петербурга.
Три каменные статуи имеются и в Национальном музее Калмыкии. Самая большая из них была найдена на берегах озера Цаган Нур и привезена в музей в 1961 году.
Каменные стелы не были надмогильными памятниками. Их сооружали на любых возвышенных местах, в том числе на курганах. Около «каменных баб», найденных на месте их первоначальной установки, были отмечены следы жертвоприношений — кости домашних животных. Каменное изваяние было символом предка, около него проводились церемонии, посвященные предкам рода или даже целого племени. Возможно, каменные статуи ставили в честь богатых и знатных представителей родов.
С приходом в степи монголо-татар, уничтоживших половецкую аристократию, традиция установки в степи каменных стел навсегда оборвалась.
Источник фотографий: Russia.Travel