Выбор города
Москва Санкт-Петебург Сочи Казань Новосбирск Нижний Новгород Калининград Екатеринбург
Абакан Анапа Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Белокуриха Благовещенск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Вологда Воронеж Выборг Горячий Ключ Дербент Евпатория Екатеринбург Елец Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Каменск-Уральский Кемерово Киров Кисловодск Кострома Краснодар Красноярск Кунгур Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Майкоп Махачкала Москва Мурманск Мытищи Мышкин Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Оренбург Орёл Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Псков Пятигорск Ростов Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Симферополь Смоленск Соликамск Сочи Ставрополь Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Углич Улан-Удэ Ульяновск Уфа Феодосия Хабаровск Ханты-Мансийск Чебоксары Челябинск Чита Элиста Якутск Ялта Ярославль
  1. Главная
  2. Нижегородская область
  3. Места
  4. Архитектура
  5. Каменные палаты купца Олисова и церковь во имя Успения Богородицы
Уникальный ансамбль XVII века: редкие для конца XVII каменные палаты и самый трогательный храм Нижнего Новгорода - церковь во имя Успения Богородицы.

Каменные палаты купца Олисова и церковь во имя Успения Богородицы

Каменные палаты купца Олисова и церковь во имя Успения Богородицы: Фото 1

Описание

Уникальный ансамбль XVII века — редкие для конца XVII каменные палаты и самый трогательный храм Нижнего Новгорода — церковь во имя Успения Богородицы. Каменные палаты вообще были редкостью для тех лет: только очень состоятельные люди могли их себе построить. Таким человеком оказался купец Афанасий Фиросович Олисов.

Точной даты появления на свет такого роскошного, по словам Л.В. Даля, дома нет, ученые придерживаются периода конца XVII — начала XVIII веков. Это было яркое время для купца Афанасия Фиросовича Олисова. Он уже был «гостем» («гость» — это купец, который имеет право торговать с заграницей). Олисов был купцом с большой географией: побывал в Астрахани, часто бывал в Москве. Ко времени строительства каменных палат он уже побывал и таможенным головой, стал крупным поставщиком хлеба в житницы Москвы, управляющим «государева дворцового рыбного и соляного промыслов в Астрахани и Яике». Все эти достижения дали ему возможность начать строительство каменного дома в Нижнем Новгороде.

Каменные палаты интересны не только из-за того, что их мало сохранилось в России. Они интересны и тем, что на их примере можно заметить общие черты изменений в архитектуре России. Камень уже стал использоваться при строительстве жилых домов состоятельных, но не знатного рода горожан, но вместе с тем эти знатные горожане остаются приверженцами старой планировки дома, его убранства: кокошники на окнах, деревянное крыльцо, деревянная кровля. Впечатляет парадное крыльцо также с напоминанием о древнерусской архитектуре: оно украшено деревянной «бочкой». А вот изразцы на фасаде дома — это уже элементы нового веяния (они остаются самым трогательным элементом в убранстве дома: выглядят как печатные пряники).

В нескольких метрах от дома стоит Успенская церковь, построенная на средства того же купца. Было в обычаях богатого купечества строить на свои средства церкви. Как правило, строили они их недалеко от дома. Но скорее всего, каменных палат тогда еще не было, и церковь стала началом уникального ансамбля. Этот храм можно назвать «обетным», так Олисов начал его строить в 1672 года, когда он уже собирался в Астрахань. Это было не просто путешествие с коммерческой целью, он ехал с важным государственным заданием — налаживать торговые пути, разрушенные разинцами. И дело это было опасным. Этот храм или личные качества помогли Олисову справиться с поставленной задачей (из Астрахани он вернулся живым и невредимым и даже еще больше разбогатевшим).

А жители XXI века, даже не зная обо всех жизненных перипетиях этого человека, восхищаются мастерством зодчего, хорошим вкусом ктитора. Специалисты отмечают уникальность пятиглавого храма, которая заключается в использовании элемента древнерусского зодчества — «крещатая бочка на четыре лица»: каждая главка церкви стоит на объемной «бочке», то есть на четыре лица.Так строились деревянные церкви, в камне только в Нижнем Новгороде. На церкви также можно увидеть изразцы: на барабанах, на «бочке». Каждая главка отделана чешуйками: нетрудно представить их деревянными (такими они и были до XXI века). В XXI веке была восстановлена трапезная церкви, колокольня.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы

Отзывов пока нет, будь первым!
Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала