Вход
0 отзывов
Кантеле
Республика Карелия, Петрозаводск, Петрозаводский городской округ, проспект Карла Маркса
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Кантеле

Категории

Описание

Кантеле – один из наиболее архаичных инструментов карельского и финского народов. Невозможно дать полный и исчерпывающий ответ, когда и как он был освоен финнами и карелами. Существует две различных версии о появлении кантеле в нашей местности: либо кантеле распространилось из балтийского региона сначала в Западную Финляндию, а потом было освоено карелами в начале нашей эры, или инструмент пришел в Карелию прямо из стран Балтии. Название инструмента, по версии карельских ученых-фольклористов, происходит от слов «канси» – крышка, «канта» – носить или «канто» – пень. В южных районах Карелии инструмент имел такие названия – «kanteleh», «kantelevo», «kandalla». Этимология названия инструмента на сегодня окончательно не выяснена.

Родственниками кантеле в большой семье национальных струнных щипковых инструментов являются литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, русские гусли, удмуртский крезь, китайский цинь, японское кото… В эволюции традиционных музыкальных инструментов ясно прослеживается сходство различных национальных культур. Тем не менее, инструменты, даже очень похожие друг на друга, развиваются все же каждый в своем направлении и во многом отражают особенности развития каждой из национальных культур.

Первые инструменты кантеле были цельнодолблеными и имели 5 струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из березы, струны из конского волоса. У старинных кантеле корпус выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливался сверху и закрывался декой с вырезанными в ней резонаторными отверстиями в виде кружков, треугольников, крестиков. Деку к корпусу привязывали либо лентой из бересты, либо прикрепляли деревянными или железными гвоздями. Способы игры – щипок, бряцание, или же смешанный прием игры. На кантеле импровизировали и аккомпанировали пению. В настоящее время «исторические» кантеле старых мастеров можно найти в Петрозаводске в Национальном музее Республики Карелия.

По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. Один из дошедших до нас инструментов – карельское 5-струнное кантеле – был изготовлен в 1699 году; его длина 73 см, самая большая ширина 12 см, ширина от стержня 7 см, толщина 5,5 см.

В 1785 году великий русский поэт Гаврила Романович Державин, бывший в то время олонецким губернатором, писал, что «…лоптяне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит». Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот – собиратель и первый издатель рун «Калевалы». В 1830-1840 годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии.

В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки нужен инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. Кантеле развивалось в Карелии и как оркестровый (после создания Ансамбля «Кантеле») и как сольный. В разное время в оркестре формировались различные малые составы: дуэты, трио, квартеты, квинтеты; некоторые из них просуществовали не одно десятилетие.

В Петрозаводске на площади Кирова стоит красивое историческое здание бывшей женской гимназии, на котором написано «Дом Кантеле». В этом доме располагается и замечательный творческий коллектив – Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» со своей Студией звукозаписи, молодежной студией и двумя мастерскими: народного костюма Ансамбля и Мастерской национальных инструментов Ансамбля «Кантеле». Создание музыкального инструмента – дело искусное и тонкое. Ведь каждый инструмент делается индивидуально, вручную, и вместе с трудом и талантом мастер вкладывает в него свою душу. И если нет таланта «оживить дерево», оно не зазвучит. Здесь рождаются не только кантеле, но и другие карельские инструменты – йоухикко, вирсиканнель, талхарпа, вепсские гусли… Реставрируются и ремонтируются инструменты ансамбля «Кантеле», а также принимаются заказы на изготовление и реставрацию различных инструментов.

Научиться играть на кантеле может каждый. Специально для начинающих Мастерская кантеле выпускает маленькое, «карманное», звучащее кантеле. Такой инструмент великолепен и в качестве сувенира – не случайно его можно встретить в Москве, в Петербурге, в Казани – по всей нашей стране, да и за границей – в Финляндии, Германии, Америке, Японии… Однако это не просто сувенир – эти кантеле действительно звучат! На них даже можно исполнять простейшие мелодии или аккомпанировать своему пению.



Источник фотографий: Russia.Travel

Кантеле – один из наиболее архаичных инструментов карельского и финского народов. Невозможно дать полный и исчерпывающий ответ, когда и как он был освоен финнами и карелами. Существует две различных версии о появлении кантеле в нашей местности: либо кантеле распространилось из балтийского региона сначала в Западную Финляндию, а потом было освоено карелами в начале нашей эры, или инструмент пришел в Карелию прямо из стран Балтии. Название инструмента, по версии карельских ученых-фольклористов, происходит от слов «канси» – крышка, «канта» – носить или «канто» – пень. В южных районах Карелии инструмент имел такие названия – «kanteleh», «kantelevo», «kandalla». Этимология названия инструмента на сегодня окончательно не выяснена.

Родственниками кантеле в большой семье национальных струнных щипковых инструментов являются литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, русские гусли, удмуртский крезь, китайский цинь, японское кото… В эволюции традиционных музыкальных инструментов ясно прослеживается сходство различных национальных культур. Тем не менее, инструменты, даже очень похожие друг на друга, развиваются все же каждый в своем направлении и во многом отражают особенности развития каждой из национальных культур.

Первые инструменты кантеле были цельнодолблеными и имели 5 струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из березы, струны из конского волоса. У старинных кантеле корпус выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливался сверху и закрывался декой с вырезанными в ней резонаторными отверстиями в виде кружков, треугольников, крестиков. Деку к корпусу привязывали либо лентой из бересты, либо прикрепляли деревянными или железными гвоздями. Способы игры – щипок, бряцание, или же смешанный прием игры. На кантеле импровизировали и аккомпанировали пению. В настоящее время «исторические» кантеле старых мастеров можно найти в Петрозаводске в Национальном музее Республики Карелия.

По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. Один из дошедших до нас инструментов – карельское 5-струнное кантеле – был изготовлен в 1699 году; его длина 73 см, самая большая ширина 12 см, ширина от стержня 7 см, толщина 5,5 см.

В 1785 году великий русский поэт Гаврила Романович Державин, бывший в то время олонецким губернатором, писал, что «…лоптяне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит». Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот – собиратель и первый издатель рун «Калевалы». В 1830-1840 годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии.

В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки нужен инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. Кантеле развивалось в Карелии и как оркестровый (после создания Ансамбля «Кантеле») и как сольный. В разное время в оркестре формировались различные малые составы: дуэты, трио, квартеты, квинтеты; некоторые из них просуществовали не одно десятилетие.

В Петрозаводске на площади Кирова стоит красивое историческое здание бывшей женской гимназии, на котором написано «Дом Кантеле». В этом доме располагается и замечательный творческий коллектив – Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» со своей Студией звукозаписи, молодежной студией и двумя мастерскими: народного костюма Ансамбля и Мастерской национальных инструментов Ансамбля «Кантеле». Создание музыкального инструмента – дело искусное и тонкое. Ведь каждый инструмент делается индивидуально, вручную, и вместе с трудом и талантом мастер вкладывает в него свою душу. И если нет таланта «оживить дерево», оно не зазвучит. Здесь рождаются не только кантеле, но и другие карельские инструменты – йоухикко, вирсиканнель, талхарпа, вепсские гусли… Реставрируются и ремонтируются инструменты ансамбля «Кантеле», а также принимаются заказы на изготовление и реставрацию различных инструментов.

Научиться играть на кантеле может каждый. Специально для начинающих Мастерская кантеле выпускает маленькое, «карманное», звучащее кантеле. Такой инструмент великолепен и в качестве сувенира – не случайно его можно встретить в Москве, в Петербурге, в Казани – по всей нашей стране, да и за границей – в Финляндии, Германии, Америке, Японии… Однако это не просто сувенир – эти кантеле действительно звучат! На них даже можно исполнять простейшие мелодии или аккомпанировать своему пению.



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала