Остров Людвигштайн расположен в северной части усадьбы, недалеко от берега. Его основная поверхность занята гранитной скалой, поросшей деревьями хвойных и лиственных пород. Сейчас в комплекс острова входит капелла Людвигсбург, грот Медузы, некрополь, ворота, пристань и несколько каменных лестниц.
Остров вошел в территорию парка не позднее 1780-х годов, по-видимому, при герцоге Вюртембергском. При Л. Г. Николаи он получил название Эрмитаж, или Скала отшельник. В 1796 году у владельца усадьбы возникла идея поставить здесь урну в память об умершем друге Ф.Г. Лафермьере. Урна была установлена в парке в 1798 году и впоследствии перенесена на остров. В том же году появились деревянный мостик, вскоре заменённый дамбой, каменная лестница от подножия к вершине скалы и грот Медузы; у подножия скалы была выровнена терраса. Тогда же впервые возник замысел готического замка. С ним, очевидно, связана изложенная в поэме Л.Г. Николаи «Имение Монрепо в Финляндии» легенда о заточении в башне на острове шведского короля Эрика и новое название острова «Эрихштайн».
Стоящая ныне на острове капелла была построена в период между 1822 и 1830 годами по проекту английского архитектора-неоклассициста Ч.Х.Тэтама. Именно с этого времени остров превратился в семейный некрополь и получил название Людвигштайн, «камень Людвига». Сюда были перенесены с кладбища в Сорвали (ныне поселок Гвардейский) останки Людвига Генриха и Иоганны Николаи, скончавшихся в 1820 году, а также урна Ф.Г. Лафермьера. Этот памятник, ныне утраченный, стоял напротив входа в капеллу. В первом ярусе находились бюсты Л.Г. Николаи и его супруги. Интерьер первого яруса был украшен витражами; по внутренней лестнице, которая имеет отдельный вход, можно было подняться на открытую видовую площадку.
С 1820-х годов остров с берегом был связан паромной переправой. Таким образом, семейный некрополь был недоступен для посторонних посетителей, осматривавших парк.
В декоре парома, ворот на островной пристани и ограждений пристани на материке ворот был использован мотив стрельчатой арки. На рубеже XIX-XX веков ворота на островной пристани заменены на ныне существующие. Весь ансамбль в этот период воспринимался в контексте распространенной в конце XIX — начале ХХ века идеи «Острова мёртвых», воплощенной в одноимённой картине швейцарского художника А. Бёклина. В северной части острова расположен фамильный некрополь. Здесь сохранилось три кирпичных склепа, перекрытых коробовыми сводами. Два из них увенчаны надгробным памятниками из чёрного полированного мрамора, третий памятник не сохранился. В склепах были погребены члены семьи Николаи в четырех поколениях.
В послевоенный период истории парка некрополь подвергался актам вандализма, в результате чего фамильное кладбище было разрушено. В последние годы на острове Людвигштайн проводились ремонтные работы. Восстановлена надгробная плита над могилой П.Э.Г. Николаи.
Источник фотографий: Russia.Travel
Остров Людвигштайн расположен в северной части усадьбы, недалеко от берега. Его основная поверхность занята гранитной скалой, поросшей деревьями хвойных и лиственных пород. Сейчас в комплекс острова входит капелла Людвигсбург, грот Медузы, некрополь, ворота, пристань и несколько каменных лестниц.
Остров вошел в территорию парка не позднее 1780-х годов, по-видимому, при герцоге Вюртембергском. При Л. Г. Николаи он получил название Эрмитаж, или Скала отшельник. В 1796 году у владельца усадьбы возникла идея поставить здесь урну в память об умершем друге Ф.Г. Лафермьере. Урна была установлена в парке в 1798 году и впоследствии перенесена на остров. В том же году появились деревянный мостик, вскоре заменённый дамбой, каменная лестница от подножия к вершине скалы и грот Медузы; у подножия скалы была выровнена терраса. Тогда же впервые возник замысел готического замка. С ним, очевидно, связана изложенная в поэме Л.Г. Николаи «Имение Монрепо в Финляндии» легенда о заточении в башне на острове шведского короля Эрика и новое название острова «Эрихштайн».
Стоящая ныне на острове капелла была построена в период между 1822 и 1830 годами по проекту английского архитектора-неоклассициста Ч.Х.Тэтама. Именно с этого времени остров превратился в семейный некрополь и получил название Людвигштайн, «камень Людвига». Сюда были перенесены с кладбища в Сорвали (ныне поселок Гвардейский) останки Людвига Генриха и Иоганны Николаи, скончавшихся в 1820 году, а также урна Ф.Г. Лафермьера. Этот памятник, ныне утраченный, стоял напротив входа в капеллу. В первом ярусе находились бюсты Л.Г. Николаи и его супруги. Интерьер первого яруса был украшен витражами; по внутренней лестнице, которая имеет отдельный вход, можно было подняться на открытую видовую площадку.
С 1820-х годов остров с берегом был связан паромной переправой. Таким образом, семейный некрополь был недоступен для посторонних посетителей, осматривавших парк.
В декоре парома, ворот на островной пристани и ограждений пристани на материке ворот был использован мотив стрельчатой арки. На рубеже XIX-XX веков ворота на островной пристани заменены на ныне существующие. Весь ансамбль в этот период воспринимался в контексте распространенной в конце XIX — начале ХХ века идеи «Острова мёртвых», воплощенной в одноимённой картине швейцарского художника А. Бёклина. В северной части острова расположен фамильный некрополь. Здесь сохранилось три кирпичных склепа, перекрытых коробовыми сводами. Два из них увенчаны надгробным памятниками из чёрного полированного мрамора, третий памятник не сохранился. В склепах были погребены члены семьи Николаи в четырех поколениях.
В послевоенный период истории парка некрополь подвергался актам вандализма, в результате чего фамильное кладбище было разрушено. В последние годы на острове Людвигштайн проводились ремонтные работы. Восстановлена надгробная плита над могилой П.Э.Г. Николаи.
Источник фотографий: Russia.Travel