Вход
0 отзывов
Капокорешковый промысел
Кировская область, Киров, городской округ Киров, улица Карла Маркса
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Капокорешковый промысел

Описание

На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева, и, неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу.

Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.

Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще на березе. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит.

В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.

Первое упоминание в литературе о каповом производстве на Вятке относится к началу XVIII века. Известный русский историк Василий Татищев в книге «Предложение о сочинении истории и географии России» пишет, что «в Вятке вырабатывается каповая посуда».

Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготавливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствующих господствующему в те годы стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой  надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.

В начале ХХ века в промысле работало 163 мастера, их изделия продавались через земский склад или через скупщиков, в том числе и за границу – в Англию, Францию, Германию.

К 1920-м годам число вятских каповщиков значительно возросло и составило уже 200 человек. Однако это были разрозненные кустари, перед которыми остро стоял вопрос расширения и механизации производства. Стали появляться первые артели каповщиков. Немало оставалось и каповщиков-одиночек – около 300 человек. Работали они в деревнях Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари и ряде других.

Более половины всех предметов из капа шло на экспорт, преимущественно в Великобританию. В 1930-х годах появилось новое направление в каповом производстве – резьба и художественная инкрустация на корешковых изделиях. Каповые произведения с успехом экспонировались на таких престижных выставках 1930-х, как выставка в Париже (1936) и в Нью-Йорке (1937). В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе артель «Идеал» за свои изделия была удостоена Гран-при.

В 1980-х бывшая артель «Идеал» стала фабрикой, которая успешно работает и в наши дни как ООО «Идеал Плюс», являясь самым крупным производителем изделий из капа в Кировской области. В 2011 году было образовано еще одно предприятие, специализирующееся на производстве каповых изделий, – ООО «Каповая шкатулка». Ассортимент его продукции достаточно широк – это различные шкатулки, сундучки, чаши, подсвечники, портсигары, пепельницы, рамки для фотографий, футляры для ювелирных изделий, коллекционных монет и часов. Шкатулки большого размера, создаваемые мастерами «Каповой шкатулки», как правило, имеют секретные отделения (ящички), открыть которые можно, только нажав на определенное место.

Художественные изделия, выпускаемые ООО «Каповая шкатулка», пользуются спросом, как в Кировской области, так и за ее пределами (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и другие города).


Источник фотографий: Russia.Travel

На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева, и, неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу.

Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.

Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще на березе. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит.

В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.

Первое упоминание в литературе о каповом производстве на Вятке относится к началу XVIII века. Известный русский историк Василий Татищев в книге «Предложение о сочинении истории и географии России» пишет, что «в Вятке вырабатывается каповая посуда».

Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготавливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствующих господствующему в те годы стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой  надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.

В начале ХХ века в промысле работало 163 мастера, их изделия продавались через земский склад или через скупщиков, в том числе и за границу – в Англию, Францию, Германию.

К 1920-м годам число вятских каповщиков значительно возросло и составило уже 200 человек. Однако это были разрозненные кустари, перед которыми остро стоял вопрос расширения и механизации производства. Стали появляться первые артели каповщиков. Немало оставалось и каповщиков-одиночек – около 300 человек. Работали они в деревнях Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари и ряде других.

Более половины всех предметов из капа шло на экспорт, преимущественно в Великобританию. В 1930-х годах появилось новое направление в каповом производстве – резьба и художественная инкрустация на корешковых изделиях. Каповые произведения с успехом экспонировались на таких престижных выставках 1930-х, как выставка в Париже (1936) и в Нью-Йорке (1937). В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе артель «Идеал» за свои изделия была удостоена Гран-при.

В 1980-х бывшая артель «Идеал» стала фабрикой, которая успешно работает и в наши дни как ООО «Идеал Плюс», являясь самым крупным производителем изделий из капа в Кировской области. В 2011 году было образовано еще одно предприятие, специализирующееся на производстве каповых изделий, – ООО «Каповая шкатулка». Ассортимент его продукции достаточно широк – это различные шкатулки, сундучки, чаши, подсвечники, портсигары, пепельницы, рамки для фотографий, футляры для ювелирных изделий, коллекционных монет и часов. Шкатулки большого размера, создаваемые мастерами «Каповой шкатулки», как правило, имеют секретные отделения (ящички), открыть которые можно, только нажав на определенное место.

Художественные изделия, выпускаемые ООО «Каповая шкатулка», пользуются спросом, как в Кировской области, так и за ее пределами (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и другие города).


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала