Иоанно-Богословская церковь исторически относилась к Санкт-Петербургской духовной семинарии. Предшествующие семинарии духовные школы с 1721 года находились в корпусах Александро-Невского монастыря. Семинария, согласно воле императора Николая I, обрела новое отдельное здание в 1838-1841 годах.
Проект здания в стиле классицизма с домовой церковью составил синодальный архитектор, академик Аполлон Федосеевич Щедрин. Церковь совместили с актовым залом, отделив алтарь подвижной перегородкой. 26 сентября 1841 года освящение храма совершил Преосвященный Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий. В 1859 году для семинарского храма учреждается особый штат — до этого в нем служили лаврские иеромонахи.
После празднования 75-летия семинарии в 1884 году была осуществлена реконструкция здания. В 1886–1887 годах по проекту архитектора Синода Николая Никифоровича Маркова по центральной оси был пристроен со двора трехэтажный объём с наружной отделкой в русском стиле. В его верхний этаж перенесли храм, который 18 декабря 1888 гожа освятил архиепископ Холмский и Варшавский Леонтий (Лебединский), впоследствии митрополит Московский и Коломенский. Из прежнего помещения, в котором остался актовый зал, перенесли барельефы работы скульптора В.И. Демут-Малиновского и иконостас. Академик живописи П.С. Шильцов к ноябрю 1890 года написал для дополнительной части иконостаса восемь икон, а также расписал плафон над алтарем. С 1900 года при семинарском храме действовало братство святого Иоанна Богослова для помощи неимущим студентам.
Церковь была закрыта вместе с Духовной семинарией в 1918 году и полностью утратила внутреннее убранство и завершения. При возрождении духовных школ храм был освящен 8 октября 1946 года на прежнем месте, но с внутренним убранством, собранным из разных церквей — в частности, Никольского храма в с. Пельгора Тосненского района. Храм, совместивший функции ведомственного и приходского, получил новые святыни, среди которых особо почитаема икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская.
В 2005 году в ходе капитального ремонта были полностью утрачены роспись, лепнина и витражи, изготовленные после войны. 25 сентября 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящение академического храма, а 4 октября 2008 года ректор СПбДА архиепископ Тихвинский Константин (Горянов) освятил престол и храм.
С 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось воссоздание художественного убранства храма. Проект, представленный Его Святейшеству ректором Духовной академии, был разработан А.А. Бурлаковым и К.В. Яковлевым, художественный надзор осуществлял епископ Гатчинский Амвросий, ректор Духовной академии. Концепция работ по воссозданию убранства храма состояла в максимальном приближении к исторической стилистике, композиции и колориту, при наличии новой тщательно разработанной иконографической программы. Помимо росписей храма, по аналогам созданы живописное убранство обратной стороны алтарной преграды в форме ампирного фасада с порталами, гипсовая лепнина, окна с витражами оригинальной конструкции, киоты, аналои и мебель для алтаря в ампирном стиле, новые системы освещения и озвучивания храма. Паникадила и бра приобретены в Италии и Испании.
К маю 2010 года роспись сводчатого потолка храма была завершена. 31 августа епископ Амвросий совершил освящение новых росписей алтаря, выполненных на холстах и наклеенных на стены, после чего были завершены росписи основного объема и притвора. В течение года были отреставрированы и позолочены евхаристические сосуды, дарохранительница, напрестольные подсвечники, иконы Спасителя и Божией Матери с Царских врат.
Источник фотографий: Russia.Travel
Иоанно-Богословская церковь исторически относилась к Санкт-Петербургской духовной семинарии. Предшествующие семинарии духовные школы с 1721 года находились в корпусах Александро-Невского монастыря. Семинария, согласно воле императора Николая I, обрела новое отдельное здание в 1838-1841 годах.
Проект здания в стиле классицизма с домовой церковью составил синодальный архитектор, академик Аполлон Федосеевич Щедрин. Церковь совместили с актовым залом, отделив алтарь подвижной перегородкой. 26 сентября 1841 года освящение храма совершил Преосвященный Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий. В 1859 году для семинарского храма учреждается особый штат — до этого в нем служили лаврские иеромонахи.
После празднования 75-летия семинарии в 1884 году была осуществлена реконструкция здания. В 1886–1887 годах по проекту архитектора Синода Николая Никифоровича Маркова по центральной оси был пристроен со двора трехэтажный объём с наружной отделкой в русском стиле. В его верхний этаж перенесли храм, который 18 декабря 1888 гожа освятил архиепископ Холмский и Варшавский Леонтий (Лебединский), впоследствии митрополит Московский и Коломенский. Из прежнего помещения, в котором остался актовый зал, перенесли барельефы работы скульптора В.И. Демут-Малиновского и иконостас. Академик живописи П.С. Шильцов к ноябрю 1890 года написал для дополнительной части иконостаса восемь икон, а также расписал плафон над алтарем. С 1900 года при семинарском храме действовало братство святого Иоанна Богослова для помощи неимущим студентам.
Церковь была закрыта вместе с Духовной семинарией в 1918 году и полностью утратила внутреннее убранство и завершения. При возрождении духовных школ храм был освящен 8 октября 1946 года на прежнем месте, но с внутренним убранством, собранным из разных церквей — в частности, Никольского храма в с. Пельгора Тосненского района. Храм, совместивший функции ведомственного и приходского, получил новые святыни, среди которых особо почитаема икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская.
В 2005 году в ходе капитального ремонта были полностью утрачены роспись, лепнина и витражи, изготовленные после войны. 25 сентября 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящение академического храма, а 4 октября 2008 года ректор СПбДА архиепископ Тихвинский Константин (Горянов) освятил престол и храм.
С 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось воссоздание художественного убранства храма. Проект, представленный Его Святейшеству ректором Духовной академии, был разработан А.А. Бурлаковым и К.В. Яковлевым, художественный надзор осуществлял епископ Гатчинский Амвросий, ректор Духовной академии. Концепция работ по воссозданию убранства храма состояла в максимальном приближении к исторической стилистике, композиции и колориту, при наличии новой тщательно разработанной иконографической программы. Помимо росписей храма, по аналогам созданы живописное убранство обратной стороны алтарной преграды в форме ампирного фасада с порталами, гипсовая лепнина, окна с витражами оригинальной конструкции, киоты, аналои и мебель для алтаря в ампирном стиле, новые системы освещения и озвучивания храма. Паникадила и бра приобретены в Италии и Испании.
К маю 2010 года роспись сводчатого потолка храма была завершена. 31 августа епископ Амвросий совершил освящение новых росписей алтаря, выполненных на холстах и наклеенных на стены, после чего были завершены росписи основного объема и притвора. В течение года были отреставрированы и позолочены евхаристические сосуды, дарохранительница, напрестольные подсвечники, иконы Спасителя и Божией Матери с Царских врат.
Источник фотографий: Russia.Travel