Выбор города
Москва Санкт-Петебург Сочи Казань Новосбирск Нижний Новгород Калининград Екатеринбург
Абакан Анапа Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Белокуриха Благовещенск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Вологда Воронеж Выборг Горячий Ключ Дербент Евпатория Екатеринбург Елец Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Каменск-Уральский Кемерово Киров Кисловодск Кострома Краснодар Красноярск Кунгур Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Майкоп Махачкала Москва Мурманск Мытищи Мышкин Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Оренбург Орёл Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Псков Пятигорск Ростов Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Симферополь Смоленск Соликамск Сочи Ставрополь Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Углич Улан-Удэ Ульяновск Уфа Феодосия Хабаровск Ханты-Мансийск Чебоксары Челябинск Чита Элиста Якутск Ялта Ярославль
  1. Главная
  2. Архангельская область
  3. Места
  4. Народные промыслы
  5. Художественная роспись по дереву

На территории Архангельской области сформировались несколько видов художественной росписи, свойственной только этому региону. Например, выделяется из всех…

Художественная роспись по дереву

Художественная роспись по дереву: Фото 1

Описание

На территории Архангельской области сформировались несколько видов художественной росписи, свойственной только этому региону. Например, выделяется из всех мезенская роспись — в ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Наскальные изображения, найденные на берегах Белого моря и Онежского озера, перекликаются с рисунками мезенской росписи. Еще одна особенность этого промысла — выполняли роспись исключительно мужчины.

Промысел развился в конце XIX века в селе Палощелье на берегу реки Мезень. Мезенскую роспись наносили различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки с такой росписью.

Отличает мезенскую роспись скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой, и оно приобретало золотистый цвет.

Мезенская роспись на вид кажется простой, но в ней заключено множество значений: так, изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры — символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки — символы огня, древние обереги. Птицы и животные имеют дополнительные значения в бытовой магии. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица — она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

Пермогорская роспись включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская — селений в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор вписывали разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером на белый грунт, потом уже его заполняли цветом.

Пермогорской росписью украшали деревянную и берестяную посуду, покрывали ею и крупные предметы — колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но чаще всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.

Борецкие росписи сверкали белизной фона, на ней горел ярко-красный цвет растительного узора. Украшали ее сусальным золотом.

В ракульской росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Очень крупный орнамент ракульской росписи в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки.

Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства.



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы

Отзывов пока нет, будь первым!
Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала