Музей был открыт в 1885 году и стал первым общедоступным художественным музеем за пределами Москвы и Петербурга. С 1998 году он входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия РФ.
Уникальность Саратовского музея, включенного в список особо ценных объектов культурного наследия РФ, не только в богатейшей коллекции картин, скульптур и старинных книг. Его коллекции регулярно выставляются и в Москве, и в Петербурге, и в Париже. Когда-то музей не только открыл русское и европейское искусство жителям провинции, но и благодаря организованной здесь художественной студии дал мощный импульс для формирования целого направления: в юности здесь проводили немало времени художники рождавшейся на рубеже столетий «саратовской школы»: Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Виктор Борисов-Мусатов, чьи имена сегодня известны всему миру. Именно музей в одночасье сделал саратовскую «провинцию» одним из культурных центров России.
Еще в середине позапрошлого века говорить о музее в Саратове никому не пришло бы в голову. Городу на Волге, живущему соляной и рыбной торговлей, было не до культурного досуга. Путешественники останавливались здесь, чтобы накормить лошадей по дороге в Москву и Санкт-Петербург. Быть может, Саратов и не стал бы «столицей Поволжья», как его начали называть на рубеже XIX-XX веков, если бы в 1877 году в местную думу не пришло письмо из Франции от известного художника-мариниста и коллекционера Алексея Петровича Боголюбова. В нем он обещал передать городу свою коллекцию живописи и прочих редкостей с условием, что в Саратове будет построен музей, который станет носить имя его деда по материнской линии Александра Николаевича Радищева, уроженца Саратовской губернии.
Просьба назвать музей в честь сосланного в Сибирь автора «Путешествия из Петербурга в Москву», чьи книги все еще оставались под запретом, повергло губернские власти в растерянность. С ответом медлили, ждали разрешения высших государственных органов. Ведь Боголюбов не только настаивал, чтобы музей непременно носил имя Радищева, но и требовал постройки для своей (действительно бесценной) коллекции достойного здания за государственный счет. К счастью, разрешение было получено, но строительство музея началось только в 1883 году. Неожиданно для многих активную помощь в организации музея оказал обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев, чьего имени сторонники Радищевского музея боялись как огня, а император Александр III собственноручно утвердил проект здания и даже пожертвовал музею несколько полотен из своей коллекции.
Строить музей взялся знаменитый петербургский архитектор Иван Васильевич Штром, автор Владимирского кадетского корпуса в Киеве и собора Александра Невского на улице Дарю в Париже. Заканчивалась внутренняя отделка здания под присмотром самого Боголюбова, который лично привез в город свою коллекцию. В ней преобладала живопись от средневековых мастеров до последних парижских новинок и бесценные шедевры русского искусства, в том числе полотна передвижников.
Музей задумывался Боголюбовым как подспорье художественной школе, как галерея образцов для художников, у которых нет денег для поездок в столицы и за границу; позднее с такой же целью профессор Иван Цветаев создавал Музей изящных искусств в Москве — и во многом он ориентировался именно на Саратовский музей. К сожалению, художественная студия при музее появилась лишь спустя несколько лет после смерти Боголюбского. Но уже в первые дни после открытия экспозиции ему суждено было убедиться, что усилия не пропали даром.
Когда 29 июня 1885 года Саратовский художественный музей открыл свои двери для всех желающих, только за первый день его посетило 2700 человек, а за первый год 62 000 — больше половины населения Саратова тех лет. Люди самых разных сословий собирались на центральной площади и были вынуждены ждать в очереди, чтобы попасть в здание: оно просто не могло вместить всех желающих. С тех пор популярность музея только росла, и не в последнюю очередь благодаря постоянным пополнениям его коллекции. Экспозиция дополнялась и частными коллекционерами (среди них такие известные, как П.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, А.Г. Рубинштейн), и государством: уже в XX веке сюда перекочевали некоторые полотна из Петербургской академии художеств и Эрмитажа. Традиция завещать свои коллекции музею не прерывалась и спустя сто лет: так, например, в 70-е годы прошлого века сюда поступила уникальная коллекция фарфора из собрания Ольги Гордеевой и картины Поленова, Корина, Нестерова из собрания ленинградского врача, академика Михаила Глазунова.
Сегодня фонды Саратовского музея насчитывают более 25 000 экспонатов, и, как и во времена Боголюбова, здесь особенно впечатляет коллекция живописи. Без этих картин редко обходятся тематические столичные и европейские выставки, посвященные творчеству русских художников. Экспозиция музея им. А.Н. Радищева в «столице Поволжья» открыта круглый год.
Источник фотографий: Russia.Travel
Музей был открыт в 1885 году и стал первым общедоступным художественным музеем за пределами Москвы и Петербурга. С 1998 году он входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия РФ.
Уникальность Саратовского музея, включенного в список особо ценных объектов культурного наследия РФ, не только в богатейшей коллекции картин, скульптур и старинных книг. Его коллекции регулярно выставляются и в Москве, и в Петербурге, и в Париже. Когда-то музей не только открыл русское и европейское искусство жителям провинции, но и благодаря организованной здесь художественной студии дал мощный импульс для формирования целого направления: в юности здесь проводили немало времени художники рождавшейся на рубеже столетий «саратовской школы»: Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Виктор Борисов-Мусатов, чьи имена сегодня известны всему миру. Именно музей в одночасье сделал саратовскую «провинцию» одним из культурных центров России.
Еще в середине позапрошлого века говорить о музее в Саратове никому не пришло бы в голову. Городу на Волге, живущему соляной и рыбной торговлей, было не до культурного досуга. Путешественники останавливались здесь, чтобы накормить лошадей по дороге в Москву и Санкт-Петербург. Быть может, Саратов и не стал бы «столицей Поволжья», как его начали называть на рубеже XIX-XX веков, если бы в 1877 году в местную думу не пришло письмо из Франции от известного художника-мариниста и коллекционера Алексея Петровича Боголюбова. В нем он обещал передать городу свою коллекцию живописи и прочих редкостей с условием, что в Саратове будет построен музей, который станет носить имя его деда по материнской линии Александра Николаевича Радищева, уроженца Саратовской губернии.
Просьба назвать музей в честь сосланного в Сибирь автора «Путешествия из Петербурга в Москву», чьи книги все еще оставались под запретом, повергло губернские власти в растерянность. С ответом медлили, ждали разрешения высших государственных органов. Ведь Боголюбов не только настаивал, чтобы музей непременно носил имя Радищева, но и требовал постройки для своей (действительно бесценной) коллекции достойного здания за государственный счет. К счастью, разрешение было получено, но строительство музея началось только в 1883 году. Неожиданно для многих активную помощь в организации музея оказал обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев, чьего имени сторонники Радищевского музея боялись как огня, а император Александр III собственноручно утвердил проект здания и даже пожертвовал музею несколько полотен из своей коллекции.
Строить музей взялся знаменитый петербургский архитектор Иван Васильевич Штром, автор Владимирского кадетского корпуса в Киеве и собора Александра Невского на улице Дарю в Париже. Заканчивалась внутренняя отделка здания под присмотром самого Боголюбова, который лично привез в город свою коллекцию. В ней преобладала живопись от средневековых мастеров до последних парижских новинок и бесценные шедевры русского искусства, в том числе полотна передвижников.
Музей задумывался Боголюбовым как подспорье художественной школе, как галерея образцов для художников, у которых нет денег для поездок в столицы и за границу; позднее с такой же целью профессор Иван Цветаев создавал Музей изящных искусств в Москве — и во многом он ориентировался именно на Саратовский музей. К сожалению, художественная студия при музее появилась лишь спустя несколько лет после смерти Боголюбского. Но уже в первые дни после открытия экспозиции ему суждено было убедиться, что усилия не пропали даром.
Когда 29 июня 1885 года Саратовский художественный музей открыл свои двери для всех желающих, только за первый день его посетило 2700 человек, а за первый год 62 000 — больше половины населения Саратова тех лет. Люди самых разных сословий собирались на центральной площади и были вынуждены ждать в очереди, чтобы попасть в здание: оно просто не могло вместить всех желающих. С тех пор популярность музея только росла, и не в последнюю очередь благодаря постоянным пополнениям его коллекции. Экспозиция дополнялась и частными коллекционерами (среди них такие известные, как П.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, А.Г. Рубинштейн), и государством: уже в XX веке сюда перекочевали некоторые полотна из Петербургской академии художеств и Эрмитажа. Традиция завещать свои коллекции музею не прерывалась и спустя сто лет: так, например, в 70-е годы прошлого века сюда поступила уникальная коллекция фарфора из собрания Ольги Гордеевой и картины Поленова, Корина, Нестерова из собрания ленинградского врача, академика Михаила Глазунова.
Сегодня фонды Саратовского музея насчитывают более 25 000 экспонатов, и, как и во времена Боголюбова, здесь особенно впечатляет коллекция живописи. Без этих картин редко обходятся тематические столичные и европейские выставки, посвященные творчеству русских художников. Экспозиция музея им. А.Н. Радищева в «столице Поволжья» открыта круглый год.
Источник фотографий: Russia.Travel