Памятник имеет большое архитектурно-историческое значение как редкий тип датированных эпиграфических памятников.
Шамхальское кладбище расположено на южной окраине села Кумуз, за молочно-товарной фермой колхоза им. Саида Габиева.
Кладбище имеет небольшой уклон рельефа с запада на восток. Стелы представляют собой плоские каменные плиты до 2 метров высотой около 70 сантиметров шириной и 20 сантиметров толщиной. Стелы, как большинство дагестанских стел, имеют антропоморфную форму, т.е. напоминают фигуру человека. Верхние части стел в настоящее время обколаны. Западная и восточные плоскости стел украшены выбитым в камне орнаментом и надписями. На западной стороне стел имеются гербы рода шамхалов, которые несколько отличаются один от другого, в зависимости от того, по чьей линии ведется род шамхалов.
Шамхальский герб по форме напоминает сосуд округлой формы с узким горлом, по обе стороны которого расположены розетки в виде цветка. Вокруг герба надписи на арабском языке с именем покойного и датой его смерти, а также многочисленные надписи религиозного содержания. На шамхальском кладбище в настоящее время находятся около 20 стел.
Кладбище шамхалов было обнаружено в 1951 году известным советским ученым Л.И. Лавровым в селе Кумух. Это позволило установить, что до XVII века село Кумух являлось центром шамхальства.
Селение Кумух — районный центр Лакского района, населен лакцами. Местное старое название селения — Гъмучи, по-персидски — Кумуки, по-арабски — Кумух. Большинство исследователей считают лакцев «гумиками» — это народ, упоминаемый еще восточными авторами IX–X веков — Баладзори и Масуди. По их словам, гумики подчинялись нескольким независимым вождям, исповедовали христианство, дружили с аланами и находились во враждебных отношениях с арабами.
У лакцев сохранились следы языческих обрядов: встреча праздника весны зажиганием огня на горе и в домах. Арабы раньше других областей вторглись в Лакию, устанавливая здесь ислам. По преданию, арабский шейх Абу-Муслим в 142 года хиджры (759–760 гг.) построил в Кумухе соборную мечеть, сохранившуюся до нашего времени. Абу-Муслим же сделал Кумух резиденцией правителя, назначив на эту должность Шах-Баала, мифического основателя династии шамхалов (феодальных правителей).
Источник фотографий: Russia.Travel
Памятник имеет большое архитектурно-историческое значение как редкий тип датированных эпиграфических памятников.
Шамхальское кладбище расположено на южной окраине села Кумуз, за молочно-товарной фермой колхоза им. Саида Габиева.
Кладбище имеет небольшой уклон рельефа с запада на восток. Стелы представляют собой плоские каменные плиты до 2 метров высотой около 70 сантиметров шириной и 20 сантиметров толщиной. Стелы, как большинство дагестанских стел, имеют антропоморфную форму, т.е. напоминают фигуру человека. Верхние части стел в настоящее время обколаны. Западная и восточные плоскости стел украшены выбитым в камне орнаментом и надписями. На западной стороне стел имеются гербы рода шамхалов, которые несколько отличаются один от другого, в зависимости от того, по чьей линии ведется род шамхалов.
Шамхальский герб по форме напоминает сосуд округлой формы с узким горлом, по обе стороны которого расположены розетки в виде цветка. Вокруг герба надписи на арабском языке с именем покойного и датой его смерти, а также многочисленные надписи религиозного содержания. На шамхальском кладбище в настоящее время находятся около 20 стел.
Кладбище шамхалов было обнаружено в 1951 году известным советским ученым Л.И. Лавровым в селе Кумух. Это позволило установить, что до XVII века село Кумух являлось центром шамхальства.
Селение Кумух — районный центр Лакского района, населен лакцами. Местное старое название селения — Гъмучи, по-персидски — Кумуки, по-арабски — Кумух. Большинство исследователей считают лакцев «гумиками» — это народ, упоминаемый еще восточными авторами IX–X веков — Баладзори и Масуди. По их словам, гумики подчинялись нескольким независимым вождям, исповедовали христианство, дружили с аланами и находились во враждебных отношениях с арабами.
У лакцев сохранились следы языческих обрядов: встреча праздника весны зажиганием огня на горе и в домах. Арабы раньше других областей вторглись в Лакию, устанавливая здесь ислам. По преданию, арабский шейх Абу-Муслим в 142 года хиджры (759–760 гг.) построил в Кумухе соборную мечеть, сохранившуюся до нашего времени. Абу-Муслим же сделал Кумух резиденцией правителя, назначив на эту должность Шах-Баала, мифического основателя династии шамхалов (феодальных правителей).
Источник фотографий: Russia.Travel