Вход
0 отзывов
Колпашевский краеведческий музей
Томская область, Колпашево, Колпашевский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Колпашевский краеведческий музей

Описание

Создан на базе Нарымского окружного музея краеведения, перевезённого из с. Парабели в административный центр Нарымского округа – раб. пос. Колпашево осенью 1936 г.
Начало организации Нарымского окружного музея относится к 1929 г. и связано с именем административно-ссыльного, экономиста по специальности, Б.А. Дмитриева.
В течение 1929 г. он вёл переписку с различными организациями и лицами и, наконец, в апреле 1930 г. Парабельским РИКом, на основании докладной записки, поданной Б.А. Дмитриевым в Парабельский РОНО, музей был документально утверждён как окончательно организованный.

Первоначально Музей помещался в маленькой комнате при Парабельской школе колхозной молодежи (ШКМ), но летом1931 г. во время ремонта, комната музея была переделана в большую классную комнату и тогда же, вместе со всей ШКМ, комната отошла под общежитие комендатуры.

В сентябре 1931 г. Б.А. Дмитриев обратился к зав. Парабельским опытным полем (Агростанцией) с просьбой о предоставлении музею помещения на Опытном поле, и в конце 1931 г. музей получил там вначале одну комнату, а затем отдельное здание в составе 8 комнат (5 – под экспозицию, 1 – под квартиру и 2 – под служебные помещения).
В январе 1932 г., по окончании срока ссылки, Б.А. Дмитриев уехал из Парабели, и в должность заведующего музеем вступил Леонид Николаевич Никонов, административно-ссыльный, бывший профессор Тверского педагогического института, специалист в области методики естествознания.

Территориальное объединение музея и Агростанции послужило предпосылкой к дальнейшему объединению их совместной научно-исследовательской работе по всестороннему изучению Нарымского края. Научно-исследовательская работа в 1932–1933 гг. осуществлялась в виде наблюдений за кедровым заповедником Опытного поля, а так же в виде фенологических наблюдений, что и находило отражение в отчётах как по Агростанции, так и по музею. В это же время музеем, совместно с Агростанцией была осуществлена экспедиция на р. Усть-Чузик, по обследованию известковых пород.
С 1 января 1933 г. Музей перешёл на бюджет Нарымского ОкрОНО, хотя и занимал площади Агростанции.

В 1934 г., по окончании ссылки, Л.Н. Никонов сдал дела Николаю Викентьевичу Биллевичу – районному агроному Чаинского опытного поля Нарымского округа.
Постановлением Нарымского окрисполкома от 16/X –1935 г. музей был переименован в Нарымский окружной музей краеведения. Новый статус закреплял краеведческий профиль музея и придавал музею значимость научно-исследовательского учреждения, центра краеведческой работы в Нарымском округе.

С образованием Нарымского окружного музея краеведения, руководство им было передано Петру Ивановичу Кутафьеву, члену ВКП(б) с 1917 г. Как коммунист, П.И. Кутафьев вёл регулярные занятия по политучёбе с работниками Парабельского опытного поля, а как специалист-музеевед, имеющий опыт практической работы в Новосибирском краевом музее, вносил весомый вклад в музейное дело своим руководством и, что оказалось особенно ценным, своими археологическими изысканиями. Уже в летний полевой сезон 1936 г. П.И. Кутафьевым была предпринята результативная археологическая разведка древних курганов на р. Кёнге.

Н.В. Биллевич остался в музее на должности научного сотрудника, но менее чем через год, в связи с переходом П.И. Кутафьева на работу заведующим районным отделом народного образования, Николай Викентьевич вновь возглавил музей. Причём случилось это в очень ответственный период: при переезде музея из Парабели в рабочий посёлок Колпашево в октябре 1936 г.
В 1937 г. 76-летний Н.В. Биллевич был арестован по абсурдному обвинению в принадлежности к «эсеровско-монархической диверсионной повстанческой террористической организации» и расстрелян. Музей вновь возглавил П.И. Кутафьев.

Археолого – этнографические экспедиции на р. Тым, осуществлённые в 1938, 1940 гг. под руководством Петра Ивановича Кутафьева (в состав экспедиций входили также Константин Иванович Полежаев и фотограф Иван Степанович Фатеев), заложили основу фондовых коллекций музея и, по сути, определили его дальнейшую экспозиционную направленность. Как пример можно привести экспозиционный комплекс: селькупский культовый амбарчик с набором антропоморфных духов и прикладов, обнаруженный между юртами Пыль-Карамо и Лымбель-Карамо в верховьях Тыма, который вот уже более полувека является одним из самых ярких элементов этнографической части экспозиции и неизменно привлекает внимание и посетителей, и учёных. А археологическая коллекция, скомплектованная П.И. Кутафьевым и насчитывающая более 3 тыс. ед. хранения, и поныне используется многими исследователями древней истории Сибири.

В 1944 г., в связи с упразднением Нарымского округа и образованием Томской области, музей приобрёл статус городского, с 1958 г. – межрайонного, а в 1963 г. он стал филиалом Томского областного краеведческого музея.

В 1970–1977 гг. музей находился на капитальном ремонте и одновременно готовил новую стационарную экспозицию, открытие которой состоялось 30 декабря 1977 г. Эта экспозиция, в основе своей, существует и сегодня.

Структурно экспозиция разбита на 2 блока: отдел природы и отдел истории. Экспозиция отдела природы занимает 4 зала, отдела истории – 7 залов. Кроме того, музей располагает выставочным залом для организации временных экспозиций по самым разнообразным темам.

В фондах музея находится более 32 тысяч предметов, комплексно отражающих материальную и духовную культуру населения севера Томской области – селькупов, хантов, эвенков, русских старожилов.

Гордостью Колпашевского музея являются:

- коллекция по культуре нарымских селькупов – самое значительное собрание южноселькупских предметов в музеях России;
- коллекция кулайской металлопластики III–I вв. до н.э., сюжетно- композиционный «звериный стиль» которой получил мировую известность;
- коллекция стеклянных негативов фотографа И.С. Фатеева, запечатлевшего последние мгновения этнического своеобразия нарымских селькупов 1930-х гг.

Музей располагает художественным собранием – работами томских художников В. Черёмина, Ф. Попова, Л. Беляковой, В. Гроховского, К. Залозного, Л. Михайловой, А. Евтихиева, В. Кондрашова, братьев Александра и Анатолия Шумилкиных; работами местных художников А. Мацукова и А. Габова.

Коллекции музея насчитывают более 16 тыс. ед. хранения основного фонда: предметов археологии, этнографии, нумизматики, документов и др. Многие из этих предметов уже включены в научный оборот, ещё большее их число – ждёт своих исследователей.

Источник фотографий: Russia.Travel

Создан на базе Нарымского окружного музея краеведения, перевезённого из с. Парабели в административный центр Нарымского округа – раб. пос. Колпашево осенью 1936 г.
Начало организации Нарымского окружного музея относится к 1929 г. и связано с именем административно-ссыльного, экономиста по специальности, Б.А. Дмитриева.
В течение 1929 г. он вёл переписку с различными организациями и лицами и, наконец, в апреле 1930 г. Парабельским РИКом, на основании докладной записки, поданной Б.А. Дмитриевым в Парабельский РОНО, музей был документально утверждён как окончательно организованный.

Первоначально Музей помещался в маленькой комнате при Парабельской школе колхозной молодежи (ШКМ), но летом1931 г. во время ремонта, комната музея была переделана в большую классную комнату и тогда же, вместе со всей ШКМ, комната отошла под общежитие комендатуры.

В сентябре 1931 г. Б.А. Дмитриев обратился к зав. Парабельским опытным полем (Агростанцией) с просьбой о предоставлении музею помещения на Опытном поле, и в конце 1931 г. музей получил там вначале одну комнату, а затем отдельное здание в составе 8 комнат (5 – под экспозицию, 1 – под квартиру и 2 – под служебные помещения).
В январе 1932 г., по окончании срока ссылки, Б.А. Дмитриев уехал из Парабели, и в должность заведующего музеем вступил Леонид Николаевич Никонов, административно-ссыльный, бывший профессор Тверского педагогического института, специалист в области методики естествознания.

Территориальное объединение музея и Агростанции послужило предпосылкой к дальнейшему объединению их совместной научно-исследовательской работе по всестороннему изучению Нарымского края. Научно-исследовательская работа в 1932–1933 гг. осуществлялась в виде наблюдений за кедровым заповедником Опытного поля, а так же в виде фенологических наблюдений, что и находило отражение в отчётах как по Агростанции, так и по музею. В это же время музеем, совместно с Агростанцией была осуществлена экспедиция на р. Усть-Чузик, по обследованию известковых пород.
С 1 января 1933 г. Музей перешёл на бюджет Нарымского ОкрОНО, хотя и занимал площади Агростанции.

В 1934 г., по окончании ссылки, Л.Н. Никонов сдал дела Николаю Викентьевичу Биллевичу – районному агроному Чаинского опытного поля Нарымского округа.
Постановлением Нарымского окрисполкома от 16/X –1935 г. музей был переименован в Нарымский окружной музей краеведения. Новый статус закреплял краеведческий профиль музея и придавал музею значимость научно-исследовательского учреждения, центра краеведческой работы в Нарымском округе.

С образованием Нарымского окружного музея краеведения, руководство им было передано Петру Ивановичу Кутафьеву, члену ВКП(б) с 1917 г. Как коммунист, П.И. Кутафьев вёл регулярные занятия по политучёбе с работниками Парабельского опытного поля, а как специалист-музеевед, имеющий опыт практической работы в Новосибирском краевом музее, вносил весомый вклад в музейное дело своим руководством и, что оказалось особенно ценным, своими археологическими изысканиями. Уже в летний полевой сезон 1936 г. П.И. Кутафьевым была предпринята результативная археологическая разведка древних курганов на р. Кёнге.

Н.В. Биллевич остался в музее на должности научного сотрудника, но менее чем через год, в связи с переходом П.И. Кутафьева на работу заведующим районным отделом народного образования, Николай Викентьевич вновь возглавил музей. Причём случилось это в очень ответственный период: при переезде музея из Парабели в рабочий посёлок Колпашево в октябре 1936 г.
В 1937 г. 76-летний Н.В. Биллевич был арестован по абсурдному обвинению в принадлежности к «эсеровско-монархической диверсионной повстанческой террористической организации» и расстрелян. Музей вновь возглавил П.И. Кутафьев.

Археолого – этнографические экспедиции на р. Тым, осуществлённые в 1938, 1940 гг. под руководством Петра Ивановича Кутафьева (в состав экспедиций входили также Константин Иванович Полежаев и фотограф Иван Степанович Фатеев), заложили основу фондовых коллекций музея и, по сути, определили его дальнейшую экспозиционную направленность. Как пример можно привести экспозиционный комплекс: селькупский культовый амбарчик с набором антропоморфных духов и прикладов, обнаруженный между юртами Пыль-Карамо и Лымбель-Карамо в верховьях Тыма, который вот уже более полувека является одним из самых ярких элементов этнографической части экспозиции и неизменно привлекает внимание и посетителей, и учёных. А археологическая коллекция, скомплектованная П.И. Кутафьевым и насчитывающая более 3 тыс. ед. хранения, и поныне используется многими исследователями древней истории Сибири.

В 1944 г., в связи с упразднением Нарымского округа и образованием Томской области, музей приобрёл статус городского, с 1958 г. – межрайонного, а в 1963 г. он стал филиалом Томского областного краеведческого музея.

В 1970–1977 гг. музей находился на капитальном ремонте и одновременно готовил новую стационарную экспозицию, открытие которой состоялось 30 декабря 1977 г. Эта экспозиция, в основе своей, существует и сегодня.

Структурно экспозиция разбита на 2 блока: отдел природы и отдел истории. Экспозиция отдела природы занимает 4 зала, отдела истории – 7 залов. Кроме того, музей располагает выставочным залом для организации временных экспозиций по самым разнообразным темам.

В фондах музея находится более 32 тысяч предметов, комплексно отражающих материальную и духовную культуру населения севера Томской области – селькупов, хантов, эвенков, русских старожилов.

Гордостью Колпашевского музея являются:

- коллекция по культуре нарымских селькупов – самое значительное собрание южноселькупских предметов в музеях России;
- коллекция кулайской металлопластики III–I вв. до н.э., сюжетно- композиционный «звериный стиль» которой получил мировую известность;
- коллекция стеклянных негативов фотографа И.С. Фатеева, запечатлевшего последние мгновения этнического своеобразия нарымских селькупов 1930-х гг.

Музей располагает художественным собранием – работами томских художников В. Черёмина, Ф. Попова, Л. Беляковой, В. Гроховского, К. Залозного, Л. Михайловой, А. Евтихиева, В. Кондрашова, братьев Александра и Анатолия Шумилкиных; работами местных художников А. Мацукова и А. Габова.

Коллекции музея насчитывают более 16 тыс. ед. хранения основного фонда: предметов археологии, этнографии, нумизматики, документов и др. Многие из этих предметов уже включены в научный оборот, ещё большее их число – ждёт своих исследователей.

Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала