Вход
0 отзывов
Коренные народы Севера на Сахалине
Сахалинская область, городской округ Ногликский
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Коренные народы Севера на Сахалине

Категории

Описание

Всего в Российской Федерации проживает 47 коренных малочисленных народов общей численностью 316 011 человек (по данным переписи 2010 года). В Сахалинской области проживают нивхи (2 844 человека), уильта (364 человека), эвенки (340 человек), нанайцы (202 человека). До середины XX века юг Сахалина и Курильские острова населяли айны. Ныне проживают на о. Хоккайдо (около 23 тысяч человек).

Островная изоляция отчасти способствовала взаимопроникновению культур коренных народов, сформировавших общие черты. Однако каждый народ представляет собой уникальнейшую этническую общность, имеющую свою неповторимую историю, свой язык и традиции.

Коренные народы Сахалина занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, собаководством и оленеводством. Основу религиозных представлений составляли анимистические верования, шаманизм, мифологическое мировоззрение. Главным праздником был Медвежий, однако традиции его проведения у каждого народа были свои.

Нивхи – самый многочисленный из коренных народов, проживающих в Сахалинской области, их культура представляет значительный интерес для исследователей. Нивхи в настоящее время проживают преимущественно в шести городских округах Сахалинской области: Охинском, Ногликском, Александровск-Сахалинском, Тымовском, Поронайском, Смирныховском. Нивхгу – самоназвание народа. Другие этносы называли этот народ «гиляками».

Основным видом хозяйственной деятельности нивхов было рыболовство, большое значение имел промысел лососевых. Выловленную рыбу использовали рачительно – мясо рыбы готовили или вялили, голову варили (любимый деликатес), хвост и хребет высушивали на корм собакам, а кожу использовали для приготовления блюда «мос» (студень из сваренной кожи кеты, растертой с тюленьим жиром и водой, с цельными лесными ягодами), из кожи также шили обувь, сумки и даже халаты. Нивхи – типичные ихтиофаги, и основной рацион их питания состоял, прежде всего, из сырой, замороженной и варёной рыбы, а также мяса морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюсков, водорослей и съедобных трав. Впрок рыбу заготавливали путём вяления (юкола) без добавления соли, разделывая на шесть тонких пластов и вывешивая на специальные вешала.

Образ жизни нивхи вели оседлый, зимние жилища – «то-раф», строили полуземлянками, углубленными на 1–1,5 м, на некотором расстоянии от берега, в защищенных от ветра местах, а летние жилища – «ке-раф» – на сваях, обычно по берегам рек и морскому побережью. Жили родами, в селении насчитывалось 2–5 жилищ. В теплое время года для передвижения использовали плоскодонные лодки в виде корыта из еловых досок, до 6 м

длиной, а зимой ходили на лыжах и ездили на нартах, в которые впрягали 13–15 собак. Каждая семья держала собак, которых использовали не только как средство передвижения, но и как одно из наиболее распространенных средств обмена и единственное средство уплаты штрафа за нарушение религиозных установлений. По количеству имеющихся нартовых собак судили о богатстве хозяина.

Нивхи верили, что всё в окружающем их мире имеет свою душу независимо от того, живая это природа или неживая. Посредником между миром людей и миром духов выступал шаман. Как и многие другие народы, нивхи верили, что шаман является избранником духов и может воздействовать на людей и явления природы, а также обладает способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. К главным духам относились «Хозяин леса», «Хозяин гор», «Хозяин моря» и «Хозяйка огня». Воплощением «Хозяина гор и леса» считался медведь. Медведю и был посвящен главный праздник аборигенов Сахалина.

Вплоть до середины XX века у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник. В книгах его часто описывают по-разному. Суть состоит в том, что выращивали медвежонка в течение трех-четырёх лет, кормили той же едой, что ели сами, ухаживали за ним и затем убивали. Считалось, что во время праздника люди помогают душе медведя – «горного человека» – освободиться от шкуры, телесной оболочки, и подняться к «Хозяину гор». Праздник носил межродовой характер, встречали всех с максимальным гостеприимством: готовились угощения, вместе играли на тяти чхарше – ударном бревне, исполняли праздничный танец.

Ороки (уильта ) занимались разведением оленей и вели кочевой образ жизни – это основная отличительная черта их культуры. Самоназвание уильта (уйльта) – предположительно, «люди, которые разводят домашних оленей» – от «ула» – «домашний олень». Места компактного проживания уильта – с. Вал, пгт. Ноглики, г. Поронайск. Уильта родственны по языку и близки по культуре тунгусо-маньчжурским народам Приамурья – нанайцам, ульчам, орочам, удэгэйцам. В хозяйственном отношении отличаются от них наличием оленеводства. В типичном среднем уильтинском хозяйстве могло быть от 10 до 80 ездовых оленей. Большую часть времени олени проводили на вольном выпасе, что не требовало специальной заготовки кормов, а место кочевья меняли по мере выедания корма. Оленух доили, от одного животного получали около полулитра молока, которое использовали не только в чистом виде, но делали сметану и даже масло. Среди зимней одежды преобладали предметы, сделанные из оленьих шкур, в частности, из меха дикого оленя, убитого осенью. Мехом с ноги оленя (камусом) подбивали лыжи, используя рыбий клей. Такая уловка делала лыжи бесшумными, добавляла скорости, а также способствовала лучшему скольжению и лучшему удерживанию лыж во время передвижения в гору. Для охотника, проходившего в полном снаряжении до 20 км, такие лыжи существенно облегчали промысел. До середины ХХ века уильта в качестве временного кочевого жилища использовали конический чум «аундау», который можно было построить всего в течение часа, потом его вытеснила палатка, сшитая из ткани.

Эвенки (тунгусы) – сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам, самоназвание народа – эвэнкил. Эвенки были тесно связаны с уйльта, многие из них также занимались оленеводством. Большая часть эвенков в настоящий момент проживает в г. Александровске-Сахалинском, Ногликском и Охинском ГО Сахалина.

Нанайцы (самоназвание нанай – «здешний человек») – народ, говорящий на нанайском языке. Сахалинские нанайцы, как и эвенки, являются небольшой ветвью материковых нанайцев. Несколько нанайских семей после Второй мировой войны переселились с материка на Сахалин. Большинство сахалинских нанайцев живет в Поронайском городском округе.

Айны на Сахалине и Курильских островах не проживают с 1946 года – после окончания Второй мировой войны, как подданные Японии, они были репатриированы на Хоккайдо. До настоящего времени в японском обществе наблюдается дискриминация айнского населения, в результате чего практически полностью утрачена материальная и духовная культура этого народа.

Айн в переводе – «благородный человек», «человек, принадлежащий к айнскому народу». За густые волосы, которые покрывали их тело, китайцы называли айнов «можень» (волосатые люди). Айны – один из древнейших и загадочных народов планеты, значительно отличающийся от своих соседей внешним обликом, языком, не встречающимся у других народов, особенностями духовной и материальной культуры (к примеру, знали ткачество, используя ткацкий станок полинезийского типа, летом носили набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран), что породило большое количество гипотез их происхождения.

Лица айнских женщин украшала татуировка, напоминающая усы. У всех европейских путешественников, начиная с Ж.Ф. Лаперуза и И.Ф. Крузенштерна, есть упоминания о татуировках на женских лицах и описание способа её нанесения. Иначе как экзекуцией эту процедуру не назовёшь – специальным ножом делали надрезы над губой, смачивали ранку отваром полыни и втирали в них сажу. Процедура была болезненной, и за один день её, как правило, не делали. Татуировка – это и символ женской красоты, показатель социального статуса, желание быть похожими на мужчин, а также результат религиозного мировоззрения.

Расовому своеобразию, проблемам истории и этнографии айнов посвящено множество монографий и статей. В числе гипотез и теорий происхождения айнского этноса выделяется несколько основных групп: европеоидной принадлежности, континентального (азиатского) происхождения, сближения с североамериканскими общностями, автохтонности айнского населения, южного (океанийского, австронезийского) происхождения.


Источник фотографий: Russia.Travel

Всего в Российской Федерации проживает 47 коренных малочисленных народов общей численностью 316 011 человек (по данным переписи 2010 года). В Сахалинской области проживают нивхи (2 844 человека), уильта (364 человека), эвенки (340 человек), нанайцы (202 человека). До середины XX века юг Сахалина и Курильские острова населяли айны. Ныне проживают на о. Хоккайдо (около 23 тысяч человек).

Островная изоляция отчасти способствовала взаимопроникновению культур коренных народов, сформировавших общие черты. Однако каждый народ представляет собой уникальнейшую этническую общность, имеющую свою неповторимую историю, свой язык и традиции.

Коренные народы Сахалина занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, собаководством и оленеводством. Основу религиозных представлений составляли анимистические верования, шаманизм, мифологическое мировоззрение. Главным праздником был Медвежий, однако традиции его проведения у каждого народа были свои.

Нивхи – самый многочисленный из коренных народов, проживающих в Сахалинской области, их культура представляет значительный интерес для исследователей. Нивхи в настоящее время проживают преимущественно в шести городских округах Сахалинской области: Охинском, Ногликском, Александровск-Сахалинском, Тымовском, Поронайском, Смирныховском. Нивхгу – самоназвание народа. Другие этносы называли этот народ «гиляками».

Основным видом хозяйственной деятельности нивхов было рыболовство, большое значение имел промысел лососевых. Выловленную рыбу использовали рачительно – мясо рыбы готовили или вялили, голову варили (любимый деликатес), хвост и хребет высушивали на корм собакам, а кожу использовали для приготовления блюда «мос» (студень из сваренной кожи кеты, растертой с тюленьим жиром и водой, с цельными лесными ягодами), из кожи также шили обувь, сумки и даже халаты. Нивхи – типичные ихтиофаги, и основной рацион их питания состоял, прежде всего, из сырой, замороженной и варёной рыбы, а также мяса морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюсков, водорослей и съедобных трав. Впрок рыбу заготавливали путём вяления (юкола) без добавления соли, разделывая на шесть тонких пластов и вывешивая на специальные вешала.

Образ жизни нивхи вели оседлый, зимние жилища – «то-раф», строили полуземлянками, углубленными на 1–1,5 м, на некотором расстоянии от берега, в защищенных от ветра местах, а летние жилища – «ке-раф» – на сваях, обычно по берегам рек и морскому побережью. Жили родами, в селении насчитывалось 2–5 жилищ. В теплое время года для передвижения использовали плоскодонные лодки в виде корыта из еловых досок, до 6 м

длиной, а зимой ходили на лыжах и ездили на нартах, в которые впрягали 13–15 собак. Каждая семья держала собак, которых использовали не только как средство передвижения, но и как одно из наиболее распространенных средств обмена и единственное средство уплаты штрафа за нарушение религиозных установлений. По количеству имеющихся нартовых собак судили о богатстве хозяина.

Нивхи верили, что всё в окружающем их мире имеет свою душу независимо от того, живая это природа или неживая. Посредником между миром людей и миром духов выступал шаман. Как и многие другие народы, нивхи верили, что шаман является избранником духов и может воздействовать на людей и явления природы, а также обладает способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. К главным духам относились «Хозяин леса», «Хозяин гор», «Хозяин моря» и «Хозяйка огня». Воплощением «Хозяина гор и леса» считался медведь. Медведю и был посвящен главный праздник аборигенов Сахалина.

Вплоть до середины XX века у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник. В книгах его часто описывают по-разному. Суть состоит в том, что выращивали медвежонка в течение трех-четырёх лет, кормили той же едой, что ели сами, ухаживали за ним и затем убивали. Считалось, что во время праздника люди помогают душе медведя – «горного человека» – освободиться от шкуры, телесной оболочки, и подняться к «Хозяину гор». Праздник носил межродовой характер, встречали всех с максимальным гостеприимством: готовились угощения, вместе играли на тяти чхарше – ударном бревне, исполняли праздничный танец.

Ороки (уильта ) занимались разведением оленей и вели кочевой образ жизни – это основная отличительная черта их культуры. Самоназвание уильта (уйльта) – предположительно, «люди, которые разводят домашних оленей» – от «ула» – «домашний олень». Места компактного проживания уильта – с. Вал, пгт. Ноглики, г. Поронайск. Уильта родственны по языку и близки по культуре тунгусо-маньчжурским народам Приамурья – нанайцам, ульчам, орочам, удэгэйцам. В хозяйственном отношении отличаются от них наличием оленеводства. В типичном среднем уильтинском хозяйстве могло быть от 10 до 80 ездовых оленей. Большую часть времени олени проводили на вольном выпасе, что не требовало специальной заготовки кормов, а место кочевья меняли по мере выедания корма. Оленух доили, от одного животного получали около полулитра молока, которое использовали не только в чистом виде, но делали сметану и даже масло. Среди зимней одежды преобладали предметы, сделанные из оленьих шкур, в частности, из меха дикого оленя, убитого осенью. Мехом с ноги оленя (камусом) подбивали лыжи, используя рыбий клей. Такая уловка делала лыжи бесшумными, добавляла скорости, а также способствовала лучшему скольжению и лучшему удерживанию лыж во время передвижения в гору. Для охотника, проходившего в полном снаряжении до 20 км, такие лыжи существенно облегчали промысел. До середины ХХ века уильта в качестве временного кочевого жилища использовали конический чум «аундау», который можно было построить всего в течение часа, потом его вытеснила палатка, сшитая из ткани.

Эвенки (тунгусы) – сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам, самоназвание народа – эвэнкил. Эвенки были тесно связаны с уйльта, многие из них также занимались оленеводством. Большая часть эвенков в настоящий момент проживает в г. Александровске-Сахалинском, Ногликском и Охинском ГО Сахалина.

Нанайцы (самоназвание нанай – «здешний человек») – народ, говорящий на нанайском языке. Сахалинские нанайцы, как и эвенки, являются небольшой ветвью материковых нанайцев. Несколько нанайских семей после Второй мировой войны переселились с материка на Сахалин. Большинство сахалинских нанайцев живет в Поронайском городском округе.

Айны на Сахалине и Курильских островах не проживают с 1946 года – после окончания Второй мировой войны, как подданные Японии, они были репатриированы на Хоккайдо. До настоящего времени в японском обществе наблюдается дискриминация айнского населения, в результате чего практически полностью утрачена материальная и духовная культура этого народа.

Айн в переводе – «благородный человек», «человек, принадлежащий к айнскому народу». За густые волосы, которые покрывали их тело, китайцы называли айнов «можень» (волосатые люди). Айны – один из древнейших и загадочных народов планеты, значительно отличающийся от своих соседей внешним обликом, языком, не встречающимся у других народов, особенностями духовной и материальной культуры (к примеру, знали ткачество, используя ткацкий станок полинезийского типа, летом носили набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран), что породило большое количество гипотез их происхождения.

Лица айнских женщин украшала татуировка, напоминающая усы. У всех европейских путешественников, начиная с Ж.Ф. Лаперуза и И.Ф. Крузенштерна, есть упоминания о татуировках на женских лицах и описание способа её нанесения. Иначе как экзекуцией эту процедуру не назовёшь – специальным ножом делали надрезы над губой, смачивали ранку отваром полыни и втирали в них сажу. Процедура была болезненной, и за один день её, как правило, не делали. Татуировка – это и символ женской красоты, показатель социального статуса, желание быть похожими на мужчин, а также результат религиозного мировоззрения.

Расовому своеобразию, проблемам истории и этнографии айнов посвящено множество монографий и статей. В числе гипотез и теорий происхождения айнского этноса выделяется несколько основных групп: европеоидной принадлежности, континентального (азиатского) происхождения, сближения с североамериканскими общностями, автохтонности айнского населения, южного (океанийского, австронезийского) происхождения.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала