В одной из адыгейских легенд рассказывается о происхождении этого кургана. Жили в горах близ Майкопа пять братьев — пять удалых джигитов: Ошад, Арым, Ченчаушхо, Колясиж и Чимдеж. У них была сестра — красавица Сусао. Однажды витязь Кужоб, будучи в гостях у братьев, похитил их сестру и поспешно направился в свой аул. Братья бросились в погоню, настигли его на правом берегу Шхагуаще... Кужоб неожиданно выстрелил и меткой пулей убил Ошада. Остальные четыре брата продолжали погоню, но Кужоб, по мере того как они его настигали, убивал по одному из братьев. Последний из оставшихся в живых братьев Чимдеж догнал Кужоба и убил около его аула. Сам он тоже получил смертельную рану и вскоре умер. На тех местах, где пали герои и их предали земле, и воздвигли курганы, которым дали имена каждого из братьев. Так появились пять курганов — «Пять братьев»: Ошад (Майкопский курган), Арым (Кужорский курган), Ченчаушхо (Хачемзийский курган), Чимдеж и Колясиж (Кабехабльские курганы).
На месте, где когда-то находился 11-метровый Ошад, в 1972 году воздвигнут памятник в виде стоячей фигурной каменной плиты, изготовленной скульптором А.А. Шикояном. На южной поверхности плиты надпись золочеными буквами: «Здесь находился знаменитый в мировой археологии Майкопский курган „Ошад“, раскопанный в 1897 году профессором Н.И. Веселовским. Сокровище из Ошада — часть культуры племен Кубани 2500 лет до н.э.».
В 1897 году Н.И. Веселовский начал исследование кургана. В результате проведенных раскопок на глубине 10 метров 65 сантиметров от вершины кургана обнаружилось кольцеобразное ограждение из известняковых камней (кромлех), а в его центре — колоссальная могильная яма общей площадью около 20 квадратных метров, опущенная в материк на 1,42 метра. Она имела форму продолговатого четырехугольника с закругленными выгнутыми углами и вогнутыми стенками. Стенки ямы были обшиты деревом, а дно выложено речным булыжником. Потолок, представлявший собой двойной бревенчатый помост, поддерживался стоявшими по углам четырьмя столбами. Диаметр каждого из них до 26 сантиметров. Когда деревянные части сооружения сгнили, они вместе с землей из курганной насыпи провалились в гробницу и заполнили ее.
Могила состояла из трех разделенных деревянными перегородками частей — однокамерной южной и двухкамерной северной. Южная, самая большая, камера была занята одним покойником, лежавшим посредине на ровно уложенных голышах, головой на юг (с легким отклонением на восток), в «утробном» положении, густо залитым ярко-красным суриком — тогдашним символом огня; аналогичный характер носил обряд погребения двух покойников в восточной и западной камерах северной половины гробницы, с той лишь разницей, что они гораздо слабее были покрыты красной охрой, а булыжники под ними — крупнее и не так старательно уложены, как в главном отделении. Почти полностью истлевшие костяки во всех трех камерах не сохранили анатомических признаков их половой принадлежности. По серьгам, найденным в двух меньших камерах, высказано предположение, что их обладатели были женщинами. Но с таким же правом, на основании извлеченных двух золотых проволочных серег, можно считать женским и костяк в главной камере гробницы.
Вещевой комплекс двух остальных камер далеко уступал найденному в главной камере. В восточном отделении раскопщики нашли медные сосуды разной формы — плоскую чашу, ведерко с дужкой, большой распавшийся на куски кувшин, небольшой котел с шарообразным дном, золотые и сердоликовые бусы в несколько большем количестве, чем у его соседа. Характерно, что в отличие от главной камеры, в обеих северных камерах гробницы не найдено ни одного орудия труда и оружия. По этому признаку основное погребение можно признать принадлежащим мужчине, а остальные — его рабыням, насильственно отправленным в мир иной для обслуживания своего владыки (умерщвление жен привело бы к кровной мести со стороны их родни).
Люди, оставившие майкопский курган, занимались животноводством и земледелием. Развитие животноводства было основной экономической базой их жизни. Общественный строй этих людей представляет собой рядовую патриархальную организацию с полным господством мужчины.
Предметы из майкопского кургана хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Источник фотографий: Russia.Travel
В одной из адыгейских легенд рассказывается о происхождении этого кургана. Жили в горах близ Майкопа пять братьев — пять удалых джигитов: Ошад, Арым, Ченчаушхо, Колясиж и Чимдеж. У них была сестра — красавица Сусао. Однажды витязь Кужоб, будучи в гостях у братьев, похитил их сестру и поспешно направился в свой аул. Братья бросились в погоню, настигли его на правом берегу Шхагуаще... Кужоб неожиданно выстрелил и меткой пулей убил Ошада. Остальные четыре брата продолжали погоню, но Кужоб, по мере того как они его настигали, убивал по одному из братьев. Последний из оставшихся в живых братьев Чимдеж догнал Кужоба и убил около его аула. Сам он тоже получил смертельную рану и вскоре умер. На тех местах, где пали герои и их предали земле, и воздвигли курганы, которым дали имена каждого из братьев. Так появились пять курганов — «Пять братьев»: Ошад (Майкопский курган), Арым (Кужорский курган), Ченчаушхо (Хачемзийский курган), Чимдеж и Колясиж (Кабехабльские курганы).
На месте, где когда-то находился 11-метровый Ошад, в 1972 году воздвигнут памятник в виде стоячей фигурной каменной плиты, изготовленной скульптором А.А. Шикояном. На южной поверхности плиты надпись золочеными буквами: «Здесь находился знаменитый в мировой археологии Майкопский курган „Ошад“, раскопанный в 1897 году профессором Н.И. Веселовским. Сокровище из Ошада — часть культуры племен Кубани 2500 лет до н.э.».
В 1897 году Н.И. Веселовский начал исследование кургана. В результате проведенных раскопок на глубине 10 метров 65 сантиметров от вершины кургана обнаружилось кольцеобразное ограждение из известняковых камней (кромлех), а в его центре — колоссальная могильная яма общей площадью около 20 квадратных метров, опущенная в материк на 1,42 метра. Она имела форму продолговатого четырехугольника с закругленными выгнутыми углами и вогнутыми стенками. Стенки ямы были обшиты деревом, а дно выложено речным булыжником. Потолок, представлявший собой двойной бревенчатый помост, поддерживался стоявшими по углам четырьмя столбами. Диаметр каждого из них до 26 сантиметров. Когда деревянные части сооружения сгнили, они вместе с землей из курганной насыпи провалились в гробницу и заполнили ее.
Могила состояла из трех разделенных деревянными перегородками частей — однокамерной южной и двухкамерной северной. Южная, самая большая, камера была занята одним покойником, лежавшим посредине на ровно уложенных голышах, головой на юг (с легким отклонением на восток), в «утробном» положении, густо залитым ярко-красным суриком — тогдашним символом огня; аналогичный характер носил обряд погребения двух покойников в восточной и западной камерах северной половины гробницы, с той лишь разницей, что они гораздо слабее были покрыты красной охрой, а булыжники под ними — крупнее и не так старательно уложены, как в главном отделении. Почти полностью истлевшие костяки во всех трех камерах не сохранили анатомических признаков их половой принадлежности. По серьгам, найденным в двух меньших камерах, высказано предположение, что их обладатели были женщинами. Но с таким же правом, на основании извлеченных двух золотых проволочных серег, можно считать женским и костяк в главной камере гробницы.
Вещевой комплекс двух остальных камер далеко уступал найденному в главной камере. В восточном отделении раскопщики нашли медные сосуды разной формы — плоскую чашу, ведерко с дужкой, большой распавшийся на куски кувшин, небольшой котел с шарообразным дном, золотые и сердоликовые бусы в несколько большем количестве, чем у его соседа. Характерно, что в отличие от главной камеры, в обеих северных камерах гробницы не найдено ни одного орудия труда и оружия. По этому признаку основное погребение можно признать принадлежащим мужчине, а остальные — его рабыням, насильственно отправленным в мир иной для обслуживания своего владыки (умерщвление жен привело бы к кровной мести со стороны их родни).
Люди, оставившие майкопский курган, занимались животноводством и земледелием. Развитие животноводства было основной экономической базой их жизни. Общественный строй этих людей представляет собой рядовую патриархальную организацию с полным господством мужчины.
Предметы из майкопского кургана хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Источник фотографий: Russia.Travel