Археологические раскопки боспорских античных городищ предоставили значительное количество архитектурных деталей, представляющих собой остатки общественных и архитектурно-культурных комплексов, произведения каменной пластики и памятники лапидарной эпиграфики. Уникальные находки хранятся в лапидарии (от латинского lapis — камень) и составляют основу тематических экспозиций Музея каменных древностей, объединенных логикой общей картины историко-культурного развития Восточного Крыма, территория которого в древности принадлежала Боспорскому царству.
Экспозиция «Памятники лапидарной коллекции» иллюстрирует многообразие лапидария: сакральная скульптура, все виды надгробных памятников, тамго-образные знаки, предметы погребального культа. Архитектурные детали и макет храма Аполлона дают представление об уровне градостроительного искусства боспорских городов.
Экспозиция «Пантикапей — столица Боспорского царства» освещает государственное устройство и религиозную жизнь полиса, быт, занятия и ремесла горожан. Декреты, строительные надписи иллюстрируют общественную и политическую жизнь столицы. Энкомий содержит информацию о заслугах, победах и наградах выдающегося боспорского деятеля. Религиозную жизнь освещают посвятительные надписи в честь богов, устав празднования религиозных мистерий, алтари.
Частная жизнь семьи, занятия горожан представлены рельефными изображениями на стелах, культовыми и утилитарными предметами. Ранние античные стелы были простыми плитами с надписью-именем ушедшего в вечность. Иногда их украшали элементами росписи (венок, ленты) и даже сюжетными сценами. Позднее стали делать рельефные надгробия, изображающие воина, чаще всадника или ученого. Женщину обычно изображали в образе богини подземного царства, на троне. Часто на стелах встречаются эпитафии и даже в стихотворной форме. Женщины на них уподоблялись Пенелопе, Персефоне, Харитам и Музам. Эпитафии на мужских надгробиях восхваляли мужество, мудрость, заслуги умершего перед государством. Над захоронениями ставили изваяния львов или полуфигуры — символы подземных богов. Эти памятники принадлежали зажиточной части населения Боспора. Бедные погребения венчали скромные изваяния в виде плиты с очертаниями фигуры человека.
Самые древние изваяния принадлежат киммерийской культуре. Культура Боспорского царства интересна тем, что включает черты культур местных племен и эллинов.
Экспозиция «Керчь на перекрестках истории» раскрывает историю Восточного Крыма в период от эпохи бронзы до XIX века. Древнейшие памятники — киммерийские антропоморфные изваяния.
Широко представлены разновидности памятников античной эпохи; имеются плиты с иудейской символикой и еврейскими надписями; христианские святыни, среди которых особое место занимает портрет Андрея Первозванного; мусульманские надгробия; памятники времен Крымской войны.
С 2002 года на базе лапидария действует Международная школа консервации камня с участием историков, археологов, эпиграфистов, искусствоведов, культурологов, реставраторов из многих стран.
Источник фотографий: Russia.Travel
Археологические раскопки боспорских античных городищ предоставили значительное количество архитектурных деталей, представляющих собой остатки общественных и архитектурно-культурных комплексов, произведения каменной пластики и памятники лапидарной эпиграфики. Уникальные находки хранятся в лапидарии (от латинского lapis — камень) и составляют основу тематических экспозиций Музея каменных древностей, объединенных логикой общей картины историко-культурного развития Восточного Крыма, территория которого в древности принадлежала Боспорскому царству.
Экспозиция «Памятники лапидарной коллекции» иллюстрирует многообразие лапидария: сакральная скульптура, все виды надгробных памятников, тамго-образные знаки, предметы погребального культа. Архитектурные детали и макет храма Аполлона дают представление об уровне градостроительного искусства боспорских городов.
Экспозиция «Пантикапей — столица Боспорского царства» освещает государственное устройство и религиозную жизнь полиса, быт, занятия и ремесла горожан. Декреты, строительные надписи иллюстрируют общественную и политическую жизнь столицы. Энкомий содержит информацию о заслугах, победах и наградах выдающегося боспорского деятеля. Религиозную жизнь освещают посвятительные надписи в честь богов, устав празднования религиозных мистерий, алтари.
Частная жизнь семьи, занятия горожан представлены рельефными изображениями на стелах, культовыми и утилитарными предметами. Ранние античные стелы были простыми плитами с надписью-именем ушедшего в вечность. Иногда их украшали элементами росписи (венок, ленты) и даже сюжетными сценами. Позднее стали делать рельефные надгробия, изображающие воина, чаще всадника или ученого. Женщину обычно изображали в образе богини подземного царства, на троне. Часто на стелах встречаются эпитафии и даже в стихотворной форме. Женщины на них уподоблялись Пенелопе, Персефоне, Харитам и Музам. Эпитафии на мужских надгробиях восхваляли мужество, мудрость, заслуги умершего перед государством. Над захоронениями ставили изваяния львов или полуфигуры — символы подземных богов. Эти памятники принадлежали зажиточной части населения Боспора. Бедные погребения венчали скромные изваяния в виде плиты с очертаниями фигуры человека.
Самые древние изваяния принадлежат киммерийской культуре. Культура Боспорского царства интересна тем, что включает черты культур местных племен и эллинов.
Экспозиция «Керчь на перекрестках истории» раскрывает историю Восточного Крыма в период от эпохи бронзы до XIX века. Древнейшие памятники — киммерийские антропоморфные изваяния.
Широко представлены разновидности памятников античной эпохи; имеются плиты с иудейской символикой и еврейскими надписями; христианские святыни, среди которых особое место занимает портрет Андрея Первозванного; мусульманские надгробия; памятники времен Крымской войны.
С 2002 года на базе лапидария действует Международная школа консервации камня с участием историков, археологов, эпиграфистов, искусствоведов, культурологов, реставраторов из многих стран.
Источник фотографий: Russia.Travel