Первый музыкальный театр в России. С Мариинки началась целая эпоха. Музыкальные спектакли в России появились в 30-х годах ХVIII века благодаря итальянцам и французам. А в 1783 году Указом Екатерины II основан театр «не только для одних комедий и трагедий, но и для оперы». Тогда же построен Каменный (Большой) театр. Русская труппа делила сцену с итальянской и французской. Своя сцена у Мариинки появилась в 1860 году.
Названием своим театр обязан другой монаршей особе — супруге императора Александра II императрице Марии Александровне. Построил новый театр яркий представитель позднего классицизма Альберт Кавос.
Высокое искусство требует серьезного подхода. В конце ХIХ века театр увеличивается — появляется корпус для репетиционных залов и театральных мастерских. Архитектор Виктор Шретер придает зданию более монументальный вид, пристраивая боковые флигели, расширяя парадную лестницу и фойе. Купол венчает знаменитая башенка. Синий бархат, серебряная парча, лепнина и скульптуры — новое убранство театра поражало своей роскошью современников и до сих пор считается одним из самых величественных в мире. Даже люстра — и та произведение искусства, работа мастера Энрико Фрачиоли. 23 тысячи хрустальных подвесок звенели, когда на сцене пел Федор Шаляпин. Совершенство акустике Мариинки придавали осколки хрусталя, специально помещенные под сценой и оркестровой ямой. В 70-х годах ХХ века, при реконструкции, резонирующий материал отправился на помойку по незнанию рабочих.
Эмблема театра — занавес, повторявший рисунок шлейфа платья императрицы Марии Александровны. Создан он в 1914 году по эскизам Александра Головина. Имя этого художника носит и зал, расположенный под крышей Мариинки. Здесь создаются «мягкие» декорации к спектаклям и рождаются театральные легенды. По утверждению современников, в этом зале из-за поэтессы Черубины де Габриак поссорились Николай Гумилев и Максимилиан Волошин. Дело закончилось знаменитой дуэлью, к счастью, не нанесшей урона русской литературе.
«Почетный артист» Мариинки — колокол — расположен за сценой. В театре появился в 30-х годах прошлого века. Большой колокол занят в операх «Хованщина» и «Борис Годунов». Одна из главных тайн Мариинки — секретная дверь из Великокняжеской ложи за кулисы. Она предназначалась для императорских особ, желавших поприветствовать артистов после спектакля. Говорят, именно этим путем царственные поклонники навещали балерину Матильду Кшесинскую.
Артисты Мариинки — главное достояние театра. Здесь служили «лучшие голоса»: Осип Петров, Федор Шаляпин, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская, Леонид Собинов. Зрители с замиранием сердца ждали, возьмет ли любимый тенор соль первой октавы. Балетная труппа Мариинки сформировала знаменитую «русскую школу»: Матильда Кшесинская, Вацлав Нежинский, Галина Уланова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников. «Умирающий лебедь» в исполнении балерины Мариинки Анны Павловой стал одним из символов русского балета. Эта сцена впервые представила оперы Кавоса «Иван Сусанин» и Глинки «Жизнь за царя», «Русалку» Даргомыжского, совместное творение Петипа и Чайковского «Спящую красавицу». Стала площадкой для смелых экспериментов Мейерхольда… Вот уже четверть века театром руководит музыкант мирового уровня Валерий Гергиев.
Сегодня Мариинка — это и новое здание на Декабристов, 34, и Концертный зал на Писарева, 20. И, конечно, историческое здание императорского театра. С поистине уникальными возможностями для зрителя: купить билет можно даже в царскую ложу, если нет высокопоставленных делегаций. Но заядлые театралы считают: слушать оперу надо непременно на третьем ярусе, здесь лучше акустика. А балет смотреть в бельэтаже — чтобы хорошо видеть рисунок танца.
Источник фотографий: Russia.Travel
Первый музыкальный театр в России. С Мариинки началась целая эпоха. Музыкальные спектакли в России появились в 30-х годах ХVIII века благодаря итальянцам и французам. А в 1783 году Указом Екатерины II основан театр «не только для одних комедий и трагедий, но и для оперы». Тогда же построен Каменный (Большой) театр. Русская труппа делила сцену с итальянской и французской. Своя сцена у Мариинки появилась в 1860 году.
Названием своим театр обязан другой монаршей особе — супруге императора Александра II императрице Марии Александровне. Построил новый театр яркий представитель позднего классицизма Альберт Кавос.
Высокое искусство требует серьезного подхода. В конце ХIХ века театр увеличивается — появляется корпус для репетиционных залов и театральных мастерских. Архитектор Виктор Шретер придает зданию более монументальный вид, пристраивая боковые флигели, расширяя парадную лестницу и фойе. Купол венчает знаменитая башенка. Синий бархат, серебряная парча, лепнина и скульптуры — новое убранство театра поражало своей роскошью современников и до сих пор считается одним из самых величественных в мире. Даже люстра — и та произведение искусства, работа мастера Энрико Фрачиоли. 23 тысячи хрустальных подвесок звенели, когда на сцене пел Федор Шаляпин. Совершенство акустике Мариинки придавали осколки хрусталя, специально помещенные под сценой и оркестровой ямой. В 70-х годах ХХ века, при реконструкции, резонирующий материал отправился на помойку по незнанию рабочих.
Эмблема театра — занавес, повторявший рисунок шлейфа платья императрицы Марии Александровны. Создан он в 1914 году по эскизам Александра Головина. Имя этого художника носит и зал, расположенный под крышей Мариинки. Здесь создаются «мягкие» декорации к спектаклям и рождаются театральные легенды. По утверждению современников, в этом зале из-за поэтессы Черубины де Габриак поссорились Николай Гумилев и Максимилиан Волошин. Дело закончилось знаменитой дуэлью, к счастью, не нанесшей урона русской литературе.
«Почетный артист» Мариинки — колокол — расположен за сценой. В театре появился в 30-х годах прошлого века. Большой колокол занят в операх «Хованщина» и «Борис Годунов». Одна из главных тайн Мариинки — секретная дверь из Великокняжеской ложи за кулисы. Она предназначалась для императорских особ, желавших поприветствовать артистов после спектакля. Говорят, именно этим путем царственные поклонники навещали балерину Матильду Кшесинскую.
Артисты Мариинки — главное достояние театра. Здесь служили «лучшие голоса»: Осип Петров, Федор Шаляпин, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская, Леонид Собинов. Зрители с замиранием сердца ждали, возьмет ли любимый тенор соль первой октавы. Балетная труппа Мариинки сформировала знаменитую «русскую школу»: Матильда Кшесинская, Вацлав Нежинский, Галина Уланова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников. «Умирающий лебедь» в исполнении балерины Мариинки Анны Павловой стал одним из символов русского балета. Эта сцена впервые представила оперы Кавоса «Иван Сусанин» и Глинки «Жизнь за царя», «Русалку» Даргомыжского, совместное творение Петипа и Чайковского «Спящую красавицу». Стала площадкой для смелых экспериментов Мейерхольда… Вот уже четверть века театром руководит музыкант мирового уровня Валерий Гергиев.
Сегодня Мариинка — это и новое здание на Декабристов, 34, и Концертный зал на Писарева, 20. И, конечно, историческое здание императорского театра. С поистине уникальными возможностями для зрителя: купить билет можно даже в царскую ложу, если нет высокопоставленных делегаций. Но заядлые театралы считают: слушать оперу надо непременно на третьем ярусе, здесь лучше акустика. А балет смотреть в бельэтаже — чтобы хорошо видеть рисунок танца.
Источник фотографий: Russia.Travel