Вход
0 отзывов
Марийские национальные музыкальные инструменты
Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, городской округ Йошкар-Ола, Ленинский проспект, 18А
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Марийские национальные музыкальные инструменты

Описание

Многие музыкальные инструменты могут быть принадлежностью национального инструментария одновременно разных народов. Инструменты, инструментальная музыка отражает связь народов не только на генетическом, языковом уровне, но и геополитическом. Так сложилась исторически, что судьба свела многие финно-угорские народы с кочевыми племенами варягов и тюрков, ставших впоследствии соседями финно-угорских аборигенов. Результаты длительного и постоянного общения между ними отразились не только в быту, но и в областях духовной культуры. У народа марий есть немало инструментов, рассмотрим некоторые из них:

Тÿмыр (барабан). У мари барабан – это настоящий ударный музыкальный инструмент. Традиционно тÿмыр употребляется в дуэте с шÿвыр. Самостоятельно же тÿмыр употребляется в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников и т.д.).

Изготавливается традиционный тÿмыр из куска отпиленного дуплистого дерева (чаще липы, осины), который обрабатывается (оттачивается, затем шлифуется) с обеих сторон, оставляя стенку инструмента 2 см. Затем с обоих концов заготовки натягивается мембрана – заранее заготовленная собачья (возможна и телячья) кожа. Поверх кожи с обоих торцов инструмента надеваются обручи (в последние годы – металлические) и стягиваются меж собой перекрёстно натянутыми вокруг остова инструмента бечёвками (в традиционном варианте – сыромятным ремешком). В середине корпуса инструмента просверливается отверстие для циркуляции воздуха, возникающей в момент ударов по мембране. Одновременно отверстие является и хорошим резонатором, а также служит местом хранения палочек, которыми играют на инструменте тÿмыр. Палочки изготавливаются из подручного материала (как правило, деревянного). Концы палочек, набалдашники, из тембровых и иных соображений могут обматываться кожей, резиной и т.д.

Кÿсле (гусли) – как божественный инструмент, всегда был неотъемлемой частью атрибутики древнейших народных культов. Ритуальная игра на кÿсле всегда имела особое таинство, торжественность и одухотворенность.

Материалом для корпуса кÿсле традиционно служили берёза и клён (изредка пользовались и дощечками из орехового дерева). У традиционных кÿсле верхняя дека была по размеру больше задней (нижней), так что инструмент имел чашевидную форму. В некоторых сёлах сохранились кÿсле и с полуовальным основанием. Струны натягиваются между двумя планками, расположенными на деке. В правой планке (от исполнителя) они привязываются, а в левой – закрепляются на кленовые или дубовые колки, имеющие для удобства настраивания несколько уплощённые верхи.

Шиялтыш (дудка) – исконное значение термина восходит к глаголу «шиялтыш» в значении «дуть», «свистеть».

Принято говорить о двух видах шиялтыш: с косыми и с прямыми срезами. Способ среза обусловил как принцип устройства свисткового механизма, так и размеры инструментов, что в конечном счете отразилось и на предпочтении в традиции того или иного вида инструмента.

Шÿвыр (волынка). Этимология термина восходит к слову шÿвыроҥ, что означает пузырь (мочевой) какого-либо животного, который служил исходным материалом для одной из составных частей (воздушного резервуара) инструмента.

Шÿвыр состоит из пяти основных частей: шÿвырпу или челык (деревянная колодка), шÿвыр йытыр (игровые трубки две), чырлык или чытлык (пищики два), шÿвыр пуч (раструб), шÿвыроҥ (пузырь (воздушный резервуар).

Шÿвырпу является основой несущей конструкцией инструмента. На шÿвырпу в специальных углублениях помещаются обе игровые трубки, а на верхнем конце, с обратной стороны колодки, располагаются пищики, соединенные через просверленные отверстия с игровыми трубками. К нижнему концу колодки прикрепляются и раструб. Для игровых трубок изготавливаются чырлык – пищики – длиной в 80 мм, толщиной в 3-7 мм и настраиваются на фа-диез малой октавы.

Пищики являются самой важной частью инструмента, ибо от них зависит качество звука. Они изготавливаются из камыша (тростника), который созревает в октябре-ноябре. Подготовка чырлык – процедура довольно непростая. Предварительно отобранный тростник (2-3 нижних прогона между узлами), очищенный от листьев и поверхностной плёнки, сушится на ветру или в теплом помещении в течение 2 недель. Затем тростник разрезают на отдельные пищики строго в середине узла.

Раструб, применяемый для усиления звука шÿвыра, традиционно изготовляли из ольхи, ели или можжевельника, но со временем стали применять рог животного (быка, коровы). Это новшество, однако, не имело столь отрицательных последствий, как замена материала игровых труб.

Шÿвыроҥ – важная деталь для звукоизвлечения. Применяется мочевой пузырь быка (коровы), лошади или свиньи, предпочтение при этом отдается молодому животному. Подготовка воздушного резервуара – процедура не из легких. Следует учитывать и то, что он был соразмерен величине инструмента.

Раньше трудно было представить марийскую деревню без шÿвыра. Уважающий себя музыкант-рекрут брал его с собой на царскую службу. Те, кто переселялся на новые земли, в качестве родовых реликвий брали с собой среди других музыкальных инструментов и шÿвыр. Поэтому шÿвыр встречался практически у всех этнографических групп мари.

Волыночную музыку древние марийцы считали магическим. Волыночная игра способна вызвать чувство раскаяния у провинившихся, а плясовые мелодии способны всколыхнуть всех. Основная обрядовая функция инструмента – свадьба, в проведении которой шÿвыр до сих пор является «желанным гостем» (конечно, в современных свадьбах применение этого инструмента – это более всего дань уважения к старинным обычаям и к самому инструменту). Ни один, пусть даже самый незначительный, праздник не обходилась без этого инструмента.

Из книги О.Герасимова «Народные музыкальные инструменты мари», Йошкар-Ола, 1996 г.


Источник фотографий: Russia.Travel

Многие музыкальные инструменты могут быть принадлежностью национального инструментария одновременно разных народов. Инструменты, инструментальная музыка отражает связь народов не только на генетическом, языковом уровне, но и геополитическом. Так сложилась исторически, что судьба свела многие финно-угорские народы с кочевыми племенами варягов и тюрков, ставших впоследствии соседями финно-угорских аборигенов. Результаты длительного и постоянного общения между ними отразились не только в быту, но и в областях духовной культуры. У народа марий есть немало инструментов, рассмотрим некоторые из них:

Тÿмыр (барабан). У мари барабан – это настоящий ударный музыкальный инструмент. Традиционно тÿмыр употребляется в дуэте с шÿвыр. Самостоятельно же тÿмыр употребляется в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников и т.д.).

Изготавливается традиционный тÿмыр из куска отпиленного дуплистого дерева (чаще липы, осины), который обрабатывается (оттачивается, затем шлифуется) с обеих сторон, оставляя стенку инструмента 2 см. Затем с обоих концов заготовки натягивается мембрана – заранее заготовленная собачья (возможна и телячья) кожа. Поверх кожи с обоих торцов инструмента надеваются обручи (в последние годы – металлические) и стягиваются меж собой перекрёстно натянутыми вокруг остова инструмента бечёвками (в традиционном варианте – сыромятным ремешком). В середине корпуса инструмента просверливается отверстие для циркуляции воздуха, возникающей в момент ударов по мембране. Одновременно отверстие является и хорошим резонатором, а также служит местом хранения палочек, которыми играют на инструменте тÿмыр. Палочки изготавливаются из подручного материала (как правило, деревянного). Концы палочек, набалдашники, из тембровых и иных соображений могут обматываться кожей, резиной и т.д.

Кÿсле (гусли) – как божественный инструмент, всегда был неотъемлемой частью атрибутики древнейших народных культов. Ритуальная игра на кÿсле всегда имела особое таинство, торжественность и одухотворенность.

Материалом для корпуса кÿсле традиционно служили берёза и клён (изредка пользовались и дощечками из орехового дерева). У традиционных кÿсле верхняя дека была по размеру больше задней (нижней), так что инструмент имел чашевидную форму. В некоторых сёлах сохранились кÿсле и с полуовальным основанием. Струны натягиваются между двумя планками, расположенными на деке. В правой планке (от исполнителя) они привязываются, а в левой – закрепляются на кленовые или дубовые колки, имеющие для удобства настраивания несколько уплощённые верхи.

Шиялтыш (дудка) – исконное значение термина восходит к глаголу «шиялтыш» в значении «дуть», «свистеть».

Принято говорить о двух видах шиялтыш: с косыми и с прямыми срезами. Способ среза обусловил как принцип устройства свисткового механизма, так и размеры инструментов, что в конечном счете отразилось и на предпочтении в традиции того или иного вида инструмента.

Шÿвыр (волынка). Этимология термина восходит к слову шÿвыроҥ, что означает пузырь (мочевой) какого-либо животного, который служил исходным материалом для одной из составных частей (воздушного резервуара) инструмента.

Шÿвыр состоит из пяти основных частей: шÿвырпу или челык (деревянная колодка), шÿвыр йытыр (игровые трубки две), чырлык или чытлык (пищики два), шÿвыр пуч (раструб), шÿвыроҥ (пузырь (воздушный резервуар).

Шÿвырпу является основой несущей конструкцией инструмента. На шÿвырпу в специальных углублениях помещаются обе игровые трубки, а на верхнем конце, с обратной стороны колодки, располагаются пищики, соединенные через просверленные отверстия с игровыми трубками. К нижнему концу колодки прикрепляются и раструб. Для игровых трубок изготавливаются чырлык – пищики – длиной в 80 мм, толщиной в 3-7 мм и настраиваются на фа-диез малой октавы.

Пищики являются самой важной частью инструмента, ибо от них зависит качество звука. Они изготавливаются из камыша (тростника), который созревает в октябре-ноябре. Подготовка чырлык – процедура довольно непростая. Предварительно отобранный тростник (2-3 нижних прогона между узлами), очищенный от листьев и поверхностной плёнки, сушится на ветру или в теплом помещении в течение 2 недель. Затем тростник разрезают на отдельные пищики строго в середине узла.

Раструб, применяемый для усиления звука шÿвыра, традиционно изготовляли из ольхи, ели или можжевельника, но со временем стали применять рог животного (быка, коровы). Это новшество, однако, не имело столь отрицательных последствий, как замена материала игровых труб.

Шÿвыроҥ – важная деталь для звукоизвлечения. Применяется мочевой пузырь быка (коровы), лошади или свиньи, предпочтение при этом отдается молодому животному. Подготовка воздушного резервуара – процедура не из легких. Следует учитывать и то, что он был соразмерен величине инструмента.

Раньше трудно было представить марийскую деревню без шÿвыра. Уважающий себя музыкант-рекрут брал его с собой на царскую службу. Те, кто переселялся на новые земли, в качестве родовых реликвий брали с собой среди других музыкальных инструментов и шÿвыр. Поэтому шÿвыр встречался практически у всех этнографических групп мари.

Волыночную музыку древние марийцы считали магическим. Волыночная игра способна вызвать чувство раскаяния у провинившихся, а плясовые мелодии способны всколыхнуть всех. Основная обрядовая функция инструмента – свадьба, в проведении которой шÿвыр до сих пор является «желанным гостем» (конечно, в современных свадьбах применение этого инструмента – это более всего дань уважения к старинным обычаям и к самому инструменту). Ни один, пусть даже самый незначительный, праздник не обходилась без этого инструмента.

Из книги О.Герасимова «Народные музыкальные инструменты мари», Йошкар-Ола, 1996 г.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала