Вход
0 отзывов
Марийские священные рощи
Республика Марий Эл, Горномарийский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Марийские священные рощи

Категории

Описание

В Республике Марий Эл находятся около 500 марийских священных рощ. Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь.

Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность народа к миру вышнему. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняют важную роль связующего звена между земными и небесными мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом. Все-таки в Марий Эл достояние республики - это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев - в этих рощах все еще молятся древним богам. Веру марийцев часто называют "язычество", но сами марийцы этот термин не любят: "Язычник - он в лесу на березу молится, а у нас свои боги!". Назвать марийца язычником - это сильное оскорбление. Сейчас используется термин Марийская Традиционная Религия, Вера Предков.

Сами марийцы делятся на двоеверов (исповедуют и православие, и МТР) и чимари (ортодоксальные верующие). Храм марийцев - Священная роща. Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соединить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (не ритуальные), справлять нужду. Запрещено здесь пьянство, и мусор, в рощах действительно чисто.
Сердце Священной рощи - Онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами. Место молебна марийцы не разглашают, и только время всегда известно заранее - на определенной фазе Луны. Раньше можно было входить в кӱсото и выходить из него только через одни ворота, но сейчас это не соблюдается. Первый этап молебна - жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, а на тӱня-кумалтыш - одного жеребца.
В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь - дым и пар, который уходит к небесам. Всего в роще молились 5-ти богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тӱҥ Ош Кугу Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург. У северной опушки рощи располагался жертвенник Курык Кугыза - "Горного Старика". Вокруг хвойные деревья, и само Онапу тут ель - Курык Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных. Жертвенный хлеб и полотенца - третья форма жертвоприношения.

Жертвенник Курык Кугыза - ближайший к опушке. С западной стороны рощи располагался жертвенник Мер Юмо - бога-покровителя марийцев, посредника между людьми и Кугу Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын Ава и Мланде Ава. "Ава" - значит, богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т.д. Жертвенный хлеб просто лежит весь молебен у алтаря, а за молебном следует трапеза, этот хлеб съедают. Свечи зажигают во время молебна. Полагается самому слепить свечу из воска, и запрещается пользоваться церковными свечами. Жертвенные полотенца. Человек должен вышить сам и принести, полотенца просто висят у жертвенника. Потом их возвращают владельцам. Четвертая форма жертвоприношения: в роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей. Он читает молитву на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги.

 

Источник фотографий: Russia.Travel

В Республике Марий Эл находятся около 500 марийских священных рощ. Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь.

Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность народа к миру вышнему. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняют важную роль связующего звена между земными и небесными мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом. Все-таки в Марий Эл достояние республики - это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев - в этих рощах все еще молятся древним богам. Веру марийцев часто называют "язычество", но сами марийцы этот термин не любят: "Язычник - он в лесу на березу молится, а у нас свои боги!". Назвать марийца язычником - это сильное оскорбление. Сейчас используется термин Марийская Традиционная Религия, Вера Предков.

Сами марийцы делятся на двоеверов (исповедуют и православие, и МТР) и чимари (ортодоксальные верующие). Храм марийцев - Священная роща. Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соединить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (не ритуальные), справлять нужду. Запрещено здесь пьянство, и мусор, в рощах действительно чисто.
Сердце Священной рощи - Онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами. Место молебна марийцы не разглашают, и только время всегда известно заранее - на определенной фазе Луны. Раньше можно было входить в кӱсото и выходить из него только через одни ворота, но сейчас это не соблюдается. Первый этап молебна - жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, а на тӱня-кумалтыш - одного жеребца.
В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь - дым и пар, который уходит к небесам. Всего в роще молились 5-ти богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тӱҥ Ош Кугу Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург. У северной опушки рощи располагался жертвенник Курык Кугыза - "Горного Старика". Вокруг хвойные деревья, и само Онапу тут ель - Курык Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных. Жертвенный хлеб и полотенца - третья форма жертвоприношения.

Жертвенник Курык Кугыза - ближайший к опушке. С западной стороны рощи располагался жертвенник Мер Юмо - бога-покровителя марийцев, посредника между людьми и Кугу Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын Ава и Мланде Ава. "Ава" - значит, богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т.д. Жертвенный хлеб просто лежит весь молебен у алтаря, а за молебном следует трапеза, этот хлеб съедают. Свечи зажигают во время молебна. Полагается самому слепить свечу из воска, и запрещается пользоваться церковными свечами. Жертвенные полотенца. Человек должен вышить сам и принести, полотенца просто висят у жертвенника. Потом их возвращают владельцам. Четвертая форма жертвоприношения: в роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей. Он читает молитву на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги.

 

Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала