Вход
0 отзывов
Монастырь Оптина пустынь
Калужская область, Козельск, Козельский район, Западная улица
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Монастырь Оптина пустынь

Категории

Описание

Оптина пустынь по праву считается символом духовного возрождения, возникшего в России в конце XVIII века. Расположенная около соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, пустынь была превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары получили полное выражение в особом служении — старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений.

Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые носили название оптиных. Вероятно, основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Оптина пустынь принадлежит к числу древнейших монастырей.

От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль прекрасной монастырской рощи. В 1832–1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская (восстановленная заново в 1999 году). За монастырской рощей расположен Скит. В Скиту была кедровая роща, в которую не мог входить никто, кроме монахов. Все кельи и ограда Скита были деревянными.

С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. Ф.М. Достоевский приехал в Оптину пустынь сразу после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году. Он был в Скиту недолго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в Скиту Оптиной пустыни.

У Л.Н. Толстого с Оптиной пустынью была особая родственная связь: его родная сестра М.Н. Толстая была послушницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, в некрополе Оптиной пустыни была похоронена его мать, урожденная княжна Волконская. В значительной степени на материале Оптиной пустыни написана повесть Толстого «Отец Сергий».

В монастыре и в Скиту были большие библиотеки, увезенные в 1929 году в Ленинскую библиотеку Москвы. После закрытия обители тут был Дом отдыха РККА имени Максима Горького, а с 1939 по 1940 год — Козельский концлагерь для четырех тысяч польских офицеров. С 1952 по 1989 год в монастыре размещалось сельскохозяйственное училище. В 1989 году обитель возвращена Церкви, ныне монастырь подчинен Патриархии, его настоятелем является Патриарх Всея Руси.



Источник фотографий: Russia.Travel

Оптина пустынь по праву считается символом духовного возрождения, возникшего в России в конце XVIII века. Расположенная около соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, пустынь была превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары получили полное выражение в особом служении — старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений.

Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые носили название оптиных. Вероятно, основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Оптина пустынь принадлежит к числу древнейших монастырей.

От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль прекрасной монастырской рощи. В 1832–1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская (восстановленная заново в 1999 году). За монастырской рощей расположен Скит. В Скиту была кедровая роща, в которую не мог входить никто, кроме монахов. Все кельи и ограда Скита были деревянными.

С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. Ф.М. Достоевский приехал в Оптину пустынь сразу после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году. Он был в Скиту недолго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в Скиту Оптиной пустыни.

У Л.Н. Толстого с Оптиной пустынью была особая родственная связь: его родная сестра М.Н. Толстая была послушницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, в некрополе Оптиной пустыни была похоронена его мать, урожденная княжна Волконская. В значительной степени на материале Оптиной пустыни написана повесть Толстого «Отец Сергий».

В монастыре и в Скиту были большие библиотеки, увезенные в 1929 году в Ленинскую библиотеку Москвы. После закрытия обители тут был Дом отдыха РККА имени Максима Горького, а с 1939 по 1940 год — Козельский концлагерь для четырех тысяч польских офицеров. С 1952 по 1989 год в монастыре размещалось сельскохозяйственное училище. В 1989 году обитель возвращена Церкви, ныне монастырь подчинен Патриархии, его настоятелем является Патриарх Всея Руси.



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала