Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Вышивка. Лаковая миниатюра» в Троицкой церкви на Театральной площади создан в 1974 году. Он всегда был любим владимирцами и гостями города, которые с восхищением разглядывали творения мастеров стекла из города Гусь-Хрустальный и кудесников художественной вышивки и лаковой миниатюры из Мстёры. Но когда здание потребовало ремонта, ученый совет Владимиро-Суздальского музея-заповедника принял решение и об одновременном обновлении экспозиции.
Было задумано принципиально изменить отношение к показываемым произведениям гусевского стекла и мстёрских промыслов, уйти от традиционного экспонирования в обычных витринах. С этой задачей с блеском справился друг музея московский художник Леонтий Владимирович Озерников. В его художественном решении особую роль играет благодатное пространство храма. Архитектура и декоративно-прикладное искусство сливаются, выражая идею художника — образ вечно текущей воды, «хрустальную реку времени».
Входя под устремленные ввысь своды зала, посетители сразу попадают в объятия берегов этой хрустальной «реки». Неслучаен даже цвет оформления пространства: серо-голубые и синие тона не только окунают в глубины времени, но и напоминают о тайне самого удивительного материала, с которым пришлось работать человеку. Ведь стекло зачаровывало человека с самого начала цивилизации; на территории средневекового Владимира археологи открыли следы работ со стеклянной поливой для керамики. А современную стекольную промышленность Владимирской области представляют 23 предприятия, в том числе только в колыбели местного стеклоделия — городе со звонким названием Гусь-Хрустальный — их семь. Обо всем этом дает возможность вспомнить хрустальная река, в гранях и зеркалах которой отражаются творения гусевских мастеров, начиная с работ стеклодувов XVIII века и заканчивая современными композициями.
Стеклянные волны реки выносят на обозрение то штоф — времени основателя гусевского завода Акима Мальцова, то сервиз XIX века, времени славы разнообразной хрустальной грани предприятия Нечаевых-Мальцовых, то вазу начала XX века — изысканный и прихотливый модерн.
Время неостановимо, а потому стеклянная экспозиция за четверть тысячелетия демонстрирует и авторские работы талантливых современных художников по стеклу, которые продолжают и традиции классической алмазной грани, гравировки, гутной (самой старой) техники, и поиски новой пластики, новой образной роли цвета.
Новое решение экспозиции позволяет теперь использовать ее и как концертный зал, где в сказочном обрамлении органично зазвучит старинная и классическая музыка, романсы. Совершенно по-иному представлены теперь и промыслы уникального центра декоративно-прикладного искусства — Мстёра. Произошло логичное объединение в отдельном зале экспозиций художественной вышивки и лаковой миниатюры. Камерные размеры этого раздела экспозиции, оформленного как внутренность ларца, концентрируют внимание на вышивках и лаковых миниатюрах. Кроме былинных, сказочных, исторических и других сюжетов лаковой миниатюры посетитель сможет увидеть святые образы, написанные в конце XIX — начале XX века, и современные иконы мстёрских художников.
Возрождается традиция крупнейшего в императорской России центра иконописания. До 1917 года Мстёра поставляла иконы во все пределы российского государства. Несмотря на то, что с XVIII века иконопись испытывала влияние реалистической манеры, а с конца XIX века жесткую конкуренцию с дешевыми печатными и тиснеными иконами, Мстёра сохраняла секреты и традиции древнерусской живописи и еще в начале XX века ее называли «единственным питомником русской иконописи». После Октябрьской революции антирелигиозная пропаганда, массовое закрытие церквей и монастырей привели к практическому исчезновению промысла. Только в последние годы мастера лаковой живописи вновь возвращаются к древнему искусству. Художники снова работают по заказам церквей, монастырей, частных лиц. Всё чаще мстёрские иконы появляются на выставках.
Источник фотографий: Russia.Travel
Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Вышивка. Лаковая миниатюра» в Троицкой церкви на Театральной площади создан в 1974 году. Он всегда был любим владимирцами и гостями города, которые с восхищением разглядывали творения мастеров стекла из города Гусь-Хрустальный и кудесников художественной вышивки и лаковой миниатюры из Мстёры. Но когда здание потребовало ремонта, ученый совет Владимиро-Суздальского музея-заповедника принял решение и об одновременном обновлении экспозиции.
Было задумано принципиально изменить отношение к показываемым произведениям гусевского стекла и мстёрских промыслов, уйти от традиционного экспонирования в обычных витринах. С этой задачей с блеском справился друг музея московский художник Леонтий Владимирович Озерников. В его художественном решении особую роль играет благодатное пространство храма. Архитектура и декоративно-прикладное искусство сливаются, выражая идею художника — образ вечно текущей воды, «хрустальную реку времени».
Входя под устремленные ввысь своды зала, посетители сразу попадают в объятия берегов этой хрустальной «реки». Неслучаен даже цвет оформления пространства: серо-голубые и синие тона не только окунают в глубины времени, но и напоминают о тайне самого удивительного материала, с которым пришлось работать человеку. Ведь стекло зачаровывало человека с самого начала цивилизации; на территории средневекового Владимира археологи открыли следы работ со стеклянной поливой для керамики. А современную стекольную промышленность Владимирской области представляют 23 предприятия, в том числе только в колыбели местного стеклоделия — городе со звонким названием Гусь-Хрустальный — их семь. Обо всем этом дает возможность вспомнить хрустальная река, в гранях и зеркалах которой отражаются творения гусевских мастеров, начиная с работ стеклодувов XVIII века и заканчивая современными композициями.
Стеклянные волны реки выносят на обозрение то штоф — времени основателя гусевского завода Акима Мальцова, то сервиз XIX века, времени славы разнообразной хрустальной грани предприятия Нечаевых-Мальцовых, то вазу начала XX века — изысканный и прихотливый модерн.
Время неостановимо, а потому стеклянная экспозиция за четверть тысячелетия демонстрирует и авторские работы талантливых современных художников по стеклу, которые продолжают и традиции классической алмазной грани, гравировки, гутной (самой старой) техники, и поиски новой пластики, новой образной роли цвета.
Новое решение экспозиции позволяет теперь использовать ее и как концертный зал, где в сказочном обрамлении органично зазвучит старинная и классическая музыка, романсы. Совершенно по-иному представлены теперь и промыслы уникального центра декоративно-прикладного искусства — Мстёра. Произошло логичное объединение в отдельном зале экспозиций художественной вышивки и лаковой миниатюры. Камерные размеры этого раздела экспозиции, оформленного как внутренность ларца, концентрируют внимание на вышивках и лаковых миниатюрах. Кроме былинных, сказочных, исторических и других сюжетов лаковой миниатюры посетитель сможет увидеть святые образы, написанные в конце XIX — начале XX века, и современные иконы мстёрских художников.
Возрождается традиция крупнейшего в императорской России центра иконописания. До 1917 года Мстёра поставляла иконы во все пределы российского государства. Несмотря на то, что с XVIII века иконопись испытывала влияние реалистической манеры, а с конца XIX века жесткую конкуренцию с дешевыми печатными и тиснеными иконами, Мстёра сохраняла секреты и традиции древнерусской живописи и еще в начале XX века ее называли «единственным питомником русской иконописи». После Октябрьской революции антирелигиозная пропаганда, массовое закрытие церквей и монастырей привели к практическому исчезновению промысла. Только в последние годы мастера лаковой живописи вновь возвращаются к древнему искусству. Художники снова работают по заказам церквей, монастырей, частных лиц. Всё чаще мстёрские иконы появляются на выставках.
Источник фотографий: Russia.Travel