Вход
0 отзывов
Музей хрусталя имени Мальцовых в Гусь-Хрустальном
Владимирская область, Гусь-Хрустальный, муниципальное образование город Гусь-Хрустальный, улица Калинина, 2А
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Музей хрусталя имени Мальцовых в Гусь-Хрустальном

Описание

Гусь-Хрустальный обязан своим происхождением и существованием купеческо-дворянскому роду Мальцовых. В 1756 году орловский купец Аким Мальцов основал хрустальную фабрику, с постройкой которой началось бурное развитие российского стеклоделия, ставшего уникальным явлением художественной культуры древней Владимирской земли.

В Гусе-Хрустальном с 1983 года находится музей хрусталя имени Мальцовых, филиал государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, разместившийся в уникальном памятнике архитектуры конца ХIХ — начала ХХ века Георгиевском соборе. Здание было построено владельцем Гусевской хрустальной фабрики, известным российским благотворителем и меценатом, Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым (1834–1913). Проект собора был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа (1856–1928). Храм строили местные владимирские мастера в течение одиннадцати лет, с 1892 до 1903 года. Современники высоко оценили собор, отметив его как художественное совершенство среди прочих произведений известного русского архитектора. Сам Л.Н. Бенуа писал: «...в этот храм я вложил все, что мог. И может быть, он останется лучшим из моих творений».

В проекте здания автор соединил традиции западноевропейской и русской архитектуры. Георгиевский собор построен из кирпича и похож на древнерусский храм с придельными церковками, шатрами над колокольней и папертями, галереями и крыльцами — и все это в узорочье, наличниках, изразцах, белокаменной отделке. В оформлении фасада Л.Н. Бенуа применил декоративные элементы, характерные для древнерусского зодчества. Наличники окон и детали, украшающие порталы, выполнены из белого резного камня.

В решении интерьера собора Л.Н. Бенуа использовал традиции западноевропейского зодчества. Основной объем спроектирован в форме базилики; это вытянутое в плане прямоугольное пространство, разделенное на три галереи двумя рядами колонн из черного лабрадорита. Интерьер собора отличался богатым убранством. Мастерами Гусевского хрустального завода были изготовлены двенадцать уникальных хрустальных люстр весом более 300 килограммов каждая, пол выложен метлахской плиткой, прекрасно сохранившейся до наших дней.

Для росписи собора Ю.С. Нечаев-Мальцов пригласил выдающегося русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926). Художником были исполнены работы: «Страшный суд» для западной стены, запрестольные образы в алтаре и приделах — «О Тебе радуется, Благодатная!», «Евхаристия», «Сошествие в ад», «Распятие», а также рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.

Мозаика «О Тебе радуется, Благодатная!» в алтарной части собора выполнена в мозаичной мастерской В.А. Фролова (1874–1942) в Санкт-Петербурге в 1901 году. Особый интерес специалистов и любителей искусства вызывает живописное полотно «Страшный суд», специально написанное для Георгиевского собора. В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год художественный критик П. Гнедич писал: «Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые, московского письма иконы... Картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».

После революции Георгиевский собор был закрыт для верующих. В 1923 году там организовали Дворец Труда. Был значительно изменен внешний облик и внутреннее убранство собора. Полотно «Страшный суд» В.М. Васнецова было вывезено во Владимирский губернский музей. С 1926 по 1970 год в Георгиевском соборе находились городской кинотеатр, швейная мастерская, центральная библиотека с читальней, музыкальная школа.

В 1974 году решением исполкома Владимирской области памятник архитектуры и живописи Георгиевский собор был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику для создававшегося музея хрусталя. В здании начались масштабные восстановительные и реставрационные работы.

18 мая 1983 года музей принял первых посетителей и сразу же снискал славу одного из лучших музеев отечественного художественного стекла. Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя воспринимаются как единое целое.

В основе богатейшего собрания музея — изделия из стекла и хрусталя, выпускавшиеся на Гусевском хрустальном заводе с 1756 года, со дня его основания, до современности. Художественное производство этого старейшего предприятия страны внесло огромный вклад не только в развитие отечественной стекольной промышленности, но и в общее развитие национальной культуры. Коллекция демонстрирует все основные этапы отечественного стеклоделия, так как художественная биография Гусевского завода типична для стекольной промышленности России. Здесь представлены замечательные образцы русской гравировки, собраны практически все рисунки алмазного гранения, разработанные на протяжении XVIII–XIX веков, а также изделия, выполненные в гутной технике, воплотившие творческую самобытность русского стекла.

Уникальна коллекция стекла эпохи модерна, которая показывает все важнейшие техники и приемы декорирования, применявшиеся в европейском стекле. В музее собрана богатая коллекция изделий советского периода, а также обширное собрание авторских работ современных художников, органично соединивших в своем творчестве профессионализм, новаторские идеи и народные традиции стеклоделия.

Музей хрусталя сегодня соединяет в себе три вида искусств: величие архитектурного творения Л. Бенуа, великолепную живопись русского художника В. Васнецова, хрустальное богатство старинных гусевских мастеров и наших талантливых современников.



Источник фотографий: Russia.Travel

Гусь-Хрустальный обязан своим происхождением и существованием купеческо-дворянскому роду Мальцовых. В 1756 году орловский купец Аким Мальцов основал хрустальную фабрику, с постройкой которой началось бурное развитие российского стеклоделия, ставшего уникальным явлением художественной культуры древней Владимирской земли.

В Гусе-Хрустальном с 1983 года находится музей хрусталя имени Мальцовых, филиал государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, разместившийся в уникальном памятнике архитектуры конца ХIХ — начала ХХ века Георгиевском соборе. Здание было построено владельцем Гусевской хрустальной фабрики, известным российским благотворителем и меценатом, Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым (1834–1913). Проект собора был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа (1856–1928). Храм строили местные владимирские мастера в течение одиннадцати лет, с 1892 до 1903 года. Современники высоко оценили собор, отметив его как художественное совершенство среди прочих произведений известного русского архитектора. Сам Л.Н. Бенуа писал: «...в этот храм я вложил все, что мог. И может быть, он останется лучшим из моих творений».

В проекте здания автор соединил традиции западноевропейской и русской архитектуры. Георгиевский собор построен из кирпича и похож на древнерусский храм с придельными церковками, шатрами над колокольней и папертями, галереями и крыльцами — и все это в узорочье, наличниках, изразцах, белокаменной отделке. В оформлении фасада Л.Н. Бенуа применил декоративные элементы, характерные для древнерусского зодчества. Наличники окон и детали, украшающие порталы, выполнены из белого резного камня.

В решении интерьера собора Л.Н. Бенуа использовал традиции западноевропейского зодчества. Основной объем спроектирован в форме базилики; это вытянутое в плане прямоугольное пространство, разделенное на три галереи двумя рядами колонн из черного лабрадорита. Интерьер собора отличался богатым убранством. Мастерами Гусевского хрустального завода были изготовлены двенадцать уникальных хрустальных люстр весом более 300 килограммов каждая, пол выложен метлахской плиткой, прекрасно сохранившейся до наших дней.

Для росписи собора Ю.С. Нечаев-Мальцов пригласил выдающегося русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926). Художником были исполнены работы: «Страшный суд» для западной стены, запрестольные образы в алтаре и приделах — «О Тебе радуется, Благодатная!», «Евхаристия», «Сошествие в ад», «Распятие», а также рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.

Мозаика «О Тебе радуется, Благодатная!» в алтарной части собора выполнена в мозаичной мастерской В.А. Фролова (1874–1942) в Санкт-Петербурге в 1901 году. Особый интерес специалистов и любителей искусства вызывает живописное полотно «Страшный суд», специально написанное для Георгиевского собора. В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год художественный критик П. Гнедич писал: «Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые, московского письма иконы... Картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».

После революции Георгиевский собор был закрыт для верующих. В 1923 году там организовали Дворец Труда. Был значительно изменен внешний облик и внутреннее убранство собора. Полотно «Страшный суд» В.М. Васнецова было вывезено во Владимирский губернский музей. С 1926 по 1970 год в Георгиевском соборе находились городской кинотеатр, швейная мастерская, центральная библиотека с читальней, музыкальная школа.

В 1974 году решением исполкома Владимирской области памятник архитектуры и живописи Георгиевский собор был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику для создававшегося музея хрусталя. В здании начались масштабные восстановительные и реставрационные работы.

18 мая 1983 года музей принял первых посетителей и сразу же снискал славу одного из лучших музеев отечественного художественного стекла. Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя воспринимаются как единое целое.

В основе богатейшего собрания музея — изделия из стекла и хрусталя, выпускавшиеся на Гусевском хрустальном заводе с 1756 года, со дня его основания, до современности. Художественное производство этого старейшего предприятия страны внесло огромный вклад не только в развитие отечественной стекольной промышленности, но и в общее развитие национальной культуры. Коллекция демонстрирует все основные этапы отечественного стеклоделия, так как художественная биография Гусевского завода типична для стекольной промышленности России. Здесь представлены замечательные образцы русской гравировки, собраны практически все рисунки алмазного гранения, разработанные на протяжении XVIII–XIX веков, а также изделия, выполненные в гутной технике, воплотившие творческую самобытность русского стекла.

Уникальна коллекция стекла эпохи модерна, которая показывает все важнейшие техники и приемы декорирования, применявшиеся в европейском стекле. В музее собрана богатая коллекция изделий советского периода, а также обширное собрание авторских работ современных художников, органично соединивших в своем творчестве профессионализм, новаторские идеи и народные традиции стеклоделия.

Музей хрусталя сегодня соединяет в себе три вида искусств: величие архитектурного творения Л. Бенуа, великолепную живопись русского художника В. Васнецова, хрустальное богатство старинных гусевских мастеров и наших талантливых современников.



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала