Музей Михаила Сеспеля открыт 25 ноября 2003 года на улице Сеспеля, на берегу Чебоксарского залива. Музей размещается в бывшем доме мещанина С.В. Черкасова. Весной 1921 г. здесь работал Михаил Сеспель, переводчик переводческо-издательской комиссии.
Михаил Кузьмич Кузьмин (Сеспель) – основоположник новой чувашской поэзии, государственный и общественный деятель эпохи мировых потрясений начала ХХ в. Он родился 16 ноября 1899 года в деревне Казаккасы-Шугурово Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Сеспель Канашского района Чувашии).
Поэт выбрал себе псевдоним «Сеспель», что в переводе означает «подснежник» – цветок, который первым появляется весной сквозь проталины, извещая о наступлении весны. В последний год жизни на Украине он, тоскуя по родине, решил носить фамилию Сеспель, чтобы «хоть фамилия напоминала о родине». Экспозиция «Подснежник среди бури» рассказывает о жизнедеятельности Михаила Сеспеля, отражает его «мучительно-чутко-чувствующую» поэтическую душу, иллюстрируя основные этапы его биографии. Зрелищной доминантой экспозиции является фотопанорама города Чебоксары 1921 г.
На фоне старинной части города запечатлены переводчик Михаил Сеспель, первый руководитель Чувашской автономной области Д.С. Эльмень, чувашский композитор и драматург Ф.П. Павлов с «Хором певчих», другие представители органов власти Чувашии. Уникальный фотодокумент дает возможность заметить контраст веков: старинную часть города, попавшую в зону затопления, можно сравнить с видом Чебоксар ХХI в. «Страдание – закон моей жизни», – признавался поэт в письме к Анастасии Червяковой. Поэзия Сеспеля – прямое выражение его внутреннего состояния. Романтическое содержание лирики и страдания поэта комментируют его письма к любимой женщине. За два года им было написано 99 писем.
«Так могут любить только идеально хорошие люди, а их в наш век так мало», - напишет Анастасия Александровна после гибели поэта. Первые стихи М. Кузьмин написал в 1916 году. Поэтический талант раскрылся в период учебы в Тетюшской учительской семинарии. В печати появлялись его стихотворения «Обездоленных свет в непосильной борьбе…», «Грядущее», «Жизнь и смерть» и другие, показавшие зрелость поэтического дара. Радостно восприняв революцию 1917 года, он был отозван в город Чебоксары на службу «строительства новой жизни чувашского трудового народа».
Работал одновременно председателем Ревтрибунала и заведующим отделом юстиции области. Вышли в свет его программные стихотворения «Чувашский язык», «Сыну чувашскому», «Чувашке». После освобождения от незаконного ареста сочинял глубоко психологические «Как умру…», «Тяжелые думы», «Или! Или! Лима савахвани!..»…
Весной 1921 года Сеспель уезжает в город Евпатория на излечение. Лето 1921 года, проведенное в Крыму у моря, является самым плодотворным. Свое пророческое видение поэт как будто рисует кистью – новой жизни посвящены стихи «Чуваш! Чуваш!», «Пашня Нового Дня», «Морю», «Далеко в поле желтый зной»… Сеспель поступил учиться в Киевскую художественную школу осенью 1921 года, но вскоре был призван в Красную Армию.
Песни свободы и любви сменились эпитафией неоправданным надеждам. Из-под его пера выходят стихотворения «Голодный псалом», «Последний ломоть», «Мост перекиньте». Весной 1922 года Сеспель прибыл к своему другу Федору Пакрышню в Остерский уезд Черниговской губернии. Прожил в селе Волчья Гора чуть более трех месяцев. Стихотворные образы последних трех месяцев поражают воображение: «Жизнь моя, за какими холмами…», «Отныне», «На дне дня», «Мой любимый Нуль…»... Жизнь поэта трагически оборвалась 15 июня 1922 года.
В музее проходят камерные выставки, встречи с писателями и исследователями биографии и творчества поэта; поэтические часы с демонстрацией художественного фильма «Сеспель». Традиционными стали музыкально-поэтические вечера ко Дню влюбленных, Дню писателей, Международному дню поэзии.
Источник фотографий: Russia.Travel
Музей Михаила Сеспеля открыт 25 ноября 2003 года на улице Сеспеля, на берегу Чебоксарского залива. Музей размещается в бывшем доме мещанина С.В. Черкасова. Весной 1921 г. здесь работал Михаил Сеспель, переводчик переводческо-издательской комиссии.
Михаил Кузьмич Кузьмин (Сеспель) – основоположник новой чувашской поэзии, государственный и общественный деятель эпохи мировых потрясений начала ХХ в. Он родился 16 ноября 1899 года в деревне Казаккасы-Шугурово Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Сеспель Канашского района Чувашии).
Поэт выбрал себе псевдоним «Сеспель», что в переводе означает «подснежник» – цветок, который первым появляется весной сквозь проталины, извещая о наступлении весны. В последний год жизни на Украине он, тоскуя по родине, решил носить фамилию Сеспель, чтобы «хоть фамилия напоминала о родине». Экспозиция «Подснежник среди бури» рассказывает о жизнедеятельности Михаила Сеспеля, отражает его «мучительно-чутко-чувствующую» поэтическую душу, иллюстрируя основные этапы его биографии. Зрелищной доминантой экспозиции является фотопанорама города Чебоксары 1921 г.
На фоне старинной части города запечатлены переводчик Михаил Сеспель, первый руководитель Чувашской автономной области Д.С. Эльмень, чувашский композитор и драматург Ф.П. Павлов с «Хором певчих», другие представители органов власти Чувашии. Уникальный фотодокумент дает возможность заметить контраст веков: старинную часть города, попавшую в зону затопления, можно сравнить с видом Чебоксар ХХI в. «Страдание – закон моей жизни», – признавался поэт в письме к Анастасии Червяковой. Поэзия Сеспеля – прямое выражение его внутреннего состояния. Романтическое содержание лирики и страдания поэта комментируют его письма к любимой женщине. За два года им было написано 99 писем.
«Так могут любить только идеально хорошие люди, а их в наш век так мало», - напишет Анастасия Александровна после гибели поэта. Первые стихи М. Кузьмин написал в 1916 году. Поэтический талант раскрылся в период учебы в Тетюшской учительской семинарии. В печати появлялись его стихотворения «Обездоленных свет в непосильной борьбе…», «Грядущее», «Жизнь и смерть» и другие, показавшие зрелость поэтического дара. Радостно восприняв революцию 1917 года, он был отозван в город Чебоксары на службу «строительства новой жизни чувашского трудового народа».
Работал одновременно председателем Ревтрибунала и заведующим отделом юстиции области. Вышли в свет его программные стихотворения «Чувашский язык», «Сыну чувашскому», «Чувашке». После освобождения от незаконного ареста сочинял глубоко психологические «Как умру…», «Тяжелые думы», «Или! Или! Лима савахвани!..»…
Весной 1921 года Сеспель уезжает в город Евпатория на излечение. Лето 1921 года, проведенное в Крыму у моря, является самым плодотворным. Свое пророческое видение поэт как будто рисует кистью – новой жизни посвящены стихи «Чуваш! Чуваш!», «Пашня Нового Дня», «Морю», «Далеко в поле желтый зной»… Сеспель поступил учиться в Киевскую художественную школу осенью 1921 года, но вскоре был призван в Красную Армию.
Песни свободы и любви сменились эпитафией неоправданным надеждам. Из-под его пера выходят стихотворения «Голодный псалом», «Последний ломоть», «Мост перекиньте». Весной 1922 года Сеспель прибыл к своему другу Федору Пакрышню в Остерский уезд Черниговской губернии. Прожил в селе Волчья Гора чуть более трех месяцев. Стихотворные образы последних трех месяцев поражают воображение: «Жизнь моя, за какими холмами…», «Отныне», «На дне дня», «Мой любимый Нуль…»... Жизнь поэта трагически оборвалась 15 июня 1922 года.
В музее проходят камерные выставки, встречи с писателями и исследователями биографии и творчества поэта; поэтические часы с демонстрацией художественного фильма «Сеспель». Традиционными стали музыкально-поэтические вечера ко Дню влюбленных, Дню писателей, Международному дню поэзии.
Источник фотографий: Russia.Travel