Вход
0 отзывов
Народные игры калмыков
Республика Калмыкия, Элиста, городской округ Элиста, улица В.И. Ленина
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Народные игры калмыков

Категории

Описание

У калмыков издревле были широко распространены разнообразные массовые игры как средства развлечения и как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. Во многих играх и спортивных состязаниях нашло свое отражение основное занятие калмыцкого населения — скотоводство. Игры и игрушки помогали с малых лет прививать трудовые навыки. Так, детские игрушки воспроизводили сельскохозяйственные орудия, фигуры тягловых и иных животных.

Наиболее популярным и широко распространенным видом массового развлечения были различные игры в альчики (шага наадлгн). В них играли не только дети и подростки, но и мужчины. Игральными костями служили овечьи, редко козьи астрагалы. Коровьи выступали в качестве биты (сачка-сах), для чего все края их срезали, чтобы они скользили по ровной площадке, свободной от травы. Астрагалы тщательно очищали ножом от жил, крупные превращали в биты, для чего их заливали свинцом через отверстия, предварительно сделанные при помощи шила, а края во многих случаях обтачивали.

В теплое время года, после спада дневной жары, собирались подростки и мужчины для игры в альчики — шагалцха. Число участников достигало 10 и более. Каждый из них ставил условленное количество альчиков в один ряд в стоячем положении так, что образовывался ряд длиной иногда в метр и более. Все игроки отходили от этого места на 10–15 метров, откуда бросали биты с таким расчетом, чтобы выбить альчики на расстояние длиной не менее трех стоп. Тот, кто выбивал три альчика подряд, считался выигравшим и забирал либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить. Эта увлекательная и массовая игра развивала хороший глазомер, большую точность броска, а также силу удара.

У подростков, девушек, юношей, молодых мужчин и женщин большой популярностью пользовалась игра «цаган монда хаялган» (буквально: забрасывание белого мяча), игра ночная, при лунном свете, летняя. В конце мая — начале июня, когда крупный рогатый скот начинает линять, молодежь собирала белую шерсть, из которой изготовлялся мяч. Участники игры разбивались на две группы. Один, которому выпало право закидывать мяч, отбегал на значительное расстояние и забрасывал его далеко в степь. По его возвращении все участники кидались отыскивать мяч. Тот, кто находил его, обычно изо всех сил бежал к исходному рубежу: «противники» старались поймать нашедшего и отнять у него силой мяч, его партнеры по группе помогали ему. Победу одерживала группа, представитель которой доставлял мяч на исходный рубеж.

Бытовала игра «долан ходжгр, нег тюджгюр» (дословно: семь плешивых, один стриженый). Участники игры выбирали «старшину» (ах) и «сироту» (энчин кевюн). «Сирота» становился в стороне от всех остальных, садившихся вместе со «старшиной» на землю. После того, как все усаживались, «сирота» подходил к «старшине» и говорил: «Моя мать родила на льду семь голых мальчиков и одного стриженого и просила мяса на их пропитание». В ответ на это «старшина», указывая на одного из участников игры, говорил: «Возьми барана». «Сирота», подходя к «барану», закрывал ему лицо полой одежды, слегка ударял пальцем по голове, показав всем игрокам тот палец, которым он касался. «Баран» должен был назвать палец, которым «сирота» трогал его. Если «баран» не угадывал, то «сирота» уводил его. Так же он забирал второго. Каждому из уведенных он давал новое имя (прозвище). После этого «сирота» закрывал с разрешения «старшины» лицо третьему и вызывал (новым именем) одного из двух уведенных. Закрытый должен был назвать подошедшего по имени. Если не узнавал, то «сирота» уводил его тоже. Таким путем «сироте» удавалось постепенно увести всех. После этого «старшина» обращался к «сироте»: «У меня пропал теленок, не видал ли ты его, сирота?» «Сирота» отвечал: «Видел, как твой теленок пошел за телегой». При этом «сирота» выпускал одного из уведенных и говорил «старшине»: «Вот теленок». Все пускались вдогонку выпущенному, ловили его. Игра этим завершалась.

Не менее популярна была игра «бултджи надха» (прятки). Это чисто детская игра для теплого времени года. Участники игры разбивались на две группы, одна из которых разбегалась врассыпную и пряталась, где только можно было, от глаз партнеров, а другая пускалась на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки менялись ролями.

Шумной и веселой была игра «кепцнг хайха» (буквально: бросать седельную подушку). Обычно играли в нее юноши и девушки, молодые мужчины и женщины. Они садились в круг на расстоянии 1,5–2 метров друг от друга и перекидывали друг другу седельную кожаную подушку. Один игрок обходил круг и должен был поймать подушку. Проигрывал тот, у кого отнял подушку обходивший круг. Выигравший занимал его место в кругу.



Источник фотографий: Russia.Travel

У калмыков издревле были широко распространены разнообразные массовые игры как средства развлечения и как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. Во многих играх и спортивных состязаниях нашло свое отражение основное занятие калмыцкого населения — скотоводство. Игры и игрушки помогали с малых лет прививать трудовые навыки. Так, детские игрушки воспроизводили сельскохозяйственные орудия, фигуры тягловых и иных животных.

Наиболее популярным и широко распространенным видом массового развлечения были различные игры в альчики (шага наадлгн). В них играли не только дети и подростки, но и мужчины. Игральными костями служили овечьи, редко козьи астрагалы. Коровьи выступали в качестве биты (сачка-сах), для чего все края их срезали, чтобы они скользили по ровной площадке, свободной от травы. Астрагалы тщательно очищали ножом от жил, крупные превращали в биты, для чего их заливали свинцом через отверстия, предварительно сделанные при помощи шила, а края во многих случаях обтачивали.

В теплое время года, после спада дневной жары, собирались подростки и мужчины для игры в альчики — шагалцха. Число участников достигало 10 и более. Каждый из них ставил условленное количество альчиков в один ряд в стоячем положении так, что образовывался ряд длиной иногда в метр и более. Все игроки отходили от этого места на 10–15 метров, откуда бросали биты с таким расчетом, чтобы выбить альчики на расстояние длиной не менее трех стоп. Тот, кто выбивал три альчика подряд, считался выигравшим и забирал либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить. Эта увлекательная и массовая игра развивала хороший глазомер, большую точность броска, а также силу удара.

У подростков, девушек, юношей, молодых мужчин и женщин большой популярностью пользовалась игра «цаган монда хаялган» (буквально: забрасывание белого мяча), игра ночная, при лунном свете, летняя. В конце мая — начале июня, когда крупный рогатый скот начинает линять, молодежь собирала белую шерсть, из которой изготовлялся мяч. Участники игры разбивались на две группы. Один, которому выпало право закидывать мяч, отбегал на значительное расстояние и забрасывал его далеко в степь. По его возвращении все участники кидались отыскивать мяч. Тот, кто находил его, обычно изо всех сил бежал к исходному рубежу: «противники» старались поймать нашедшего и отнять у него силой мяч, его партнеры по группе помогали ему. Победу одерживала группа, представитель которой доставлял мяч на исходный рубеж.

Бытовала игра «долан ходжгр, нег тюджгюр» (дословно: семь плешивых, один стриженый). Участники игры выбирали «старшину» (ах) и «сироту» (энчин кевюн). «Сирота» становился в стороне от всех остальных, садившихся вместе со «старшиной» на землю. После того, как все усаживались, «сирота» подходил к «старшине» и говорил: «Моя мать родила на льду семь голых мальчиков и одного стриженого и просила мяса на их пропитание». В ответ на это «старшина», указывая на одного из участников игры, говорил: «Возьми барана». «Сирота», подходя к «барану», закрывал ему лицо полой одежды, слегка ударял пальцем по голове, показав всем игрокам тот палец, которым он касался. «Баран» должен был назвать палец, которым «сирота» трогал его. Если «баран» не угадывал, то «сирота» уводил его. Так же он забирал второго. Каждому из уведенных он давал новое имя (прозвище). После этого «сирота» закрывал с разрешения «старшины» лицо третьему и вызывал (новым именем) одного из двух уведенных. Закрытый должен был назвать подошедшего по имени. Если не узнавал, то «сирота» уводил его тоже. Таким путем «сироте» удавалось постепенно увести всех. После этого «старшина» обращался к «сироте»: «У меня пропал теленок, не видал ли ты его, сирота?» «Сирота» отвечал: «Видел, как твой теленок пошел за телегой». При этом «сирота» выпускал одного из уведенных и говорил «старшине»: «Вот теленок». Все пускались вдогонку выпущенному, ловили его. Игра этим завершалась.

Не менее популярна была игра «бултджи надха» (прятки). Это чисто детская игра для теплого времени года. Участники игры разбивались на две группы, одна из которых разбегалась врассыпную и пряталась, где только можно было, от глаз партнеров, а другая пускалась на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки менялись ролями.

Шумной и веселой была игра «кепцнг хайха» (буквально: бросать седельную подушку). Обычно играли в нее юноши и девушки, молодые мужчины и женщины. Они садились в круг на расстоянии 1,5–2 метров друг от друга и перекидывали друг другу седельную кожаную подушку. Один игрок обходил круг и должен был поймать подушку. Проигрывал тот, у кого отнял подушку обходивший круг. Выигравший занимал его место в кругу.



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала