Вход
0 отзывов
Народный танец луговых мари «Ыресла куштымаш» («Танец крестом»)
Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, городской округ Йошкар-Ола, Кремлёвская улица, 41
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Народный танец луговых мари «Ыресла куштымаш» («Танец крестом»)

Категории

Описание

Этот танец дошел до наших дней в своем первозданном виде. Танцуют его четверками (1 четверка, 2 четверки и т.д.). Четверка могла быть смешанным по составу, необязательно парным. Допускались такие варианты, как – 3 женщины и 1 мужчина, 3 мужчин и 1 женщина, 4 женщины. Но следует отметить, что 4 мужчины практически не вставали в «квадрат». Музыкальным сопровождением является игра на волынке, барабане, свирели (в настоящее время используется и гармонь с барабаном).

Танец сопровождается лирическими речитативами под музыку «Лу, коло, кумло, ныле, витле, кутлу, шымле» («десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят»), «кертеш-кертеш, ой, кертеш» («умеет-умеет, ой, как умеет»), «ачаж(е) дечат мастар, аваж(е) дечат мастар, ой, кертеш» («лучше чем отец, лучше чем мать, ой, как умеет) и т.д. Речитативы добавляют эмоциональную окраску танцу и добавляют темпераментность, энергетику для исполнителей, зрелищность.

Женщины одеты в лучшие свои наряды. Особую прелесть танцу придает «позвякивание» серебряных монет в украшениях женщин – нагрудные мониста, нашейные украшения, серьги, пояса с монетами, также монеты пришивались и на украшенных тесьмой или вышивкой черных онучах на ногах. Пояса мужчин также украшались монетами. На ногах мягкая национальная обувь из кожи (типа лаптей). Четыре исполнителя (двое мужчин и две женщины) встают в рисунок «квадрат» лицом в центр квадрата. Музыканты дают вступление (обычно два такта) и двое исполнителей с движением «дробь-гармошка» из противоположных углов двигаются навстречу друг другу и меняются местами, двое оставшихся исполнителей «притаптывают» на месте, потом пары меняются ролью. Мужчины взмахивают руками вверх, у женщин руки внизу исполняют мягкие покачивания из стороны в сторону (пальцы собраны в положение «птичья голова» (пальцы собраны в мягкий кулачок, а большой палец положен поверх указательного, создавая видимость «клюва»). После исполнения первого квадрата музыканты делают проигрыши, во время которых исполнители мягкими скользящими шагами делают повороты вокруг себя (в паре и т.д. в зависимости от фантазии).

Танец в первозданном виде и в сценической обработке бытует в репертуаре различных фольклорных коллективов (детских, молодежных, взрослых).

Танец исполняется жителями вышеназванных деревень на праздниках, народных обрядах, мероприятиях культурно-досуговых, общеобразовательных учреждений (или после мероприятий в фойе или на улице перед учреждением, по добровольному желанию жителей как эмоциональное дополнение от полученного эстетического наслаждения от проведенных мероприятий). Умеют исполнять танец и дети, и молодежь, и взрослые, и люди преклонного возраста. Передается танец из поколения в поколение бытовым образом (учатся друг у друга, у родителей, братьев и сестер, придерживаясь традиций, манеры и характера исполнения). Также сохранению танца способствуют любительские клубные коллективы, функционирующие в том или ином учреждении поселения.


Источник фотографий: Russia.Travel

Этот танец дошел до наших дней в своем первозданном виде. Танцуют его четверками (1 четверка, 2 четверки и т.д.). Четверка могла быть смешанным по составу, необязательно парным. Допускались такие варианты, как – 3 женщины и 1 мужчина, 3 мужчин и 1 женщина, 4 женщины. Но следует отметить, что 4 мужчины практически не вставали в «квадрат». Музыкальным сопровождением является игра на волынке, барабане, свирели (в настоящее время используется и гармонь с барабаном).

Танец сопровождается лирическими речитативами под музыку «Лу, коло, кумло, ныле, витле, кутлу, шымле» («десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят»), «кертеш-кертеш, ой, кертеш» («умеет-умеет, ой, как умеет»), «ачаж(е) дечат мастар, аваж(е) дечат мастар, ой, кертеш» («лучше чем отец, лучше чем мать, ой, как умеет) и т.д. Речитативы добавляют эмоциональную окраску танцу и добавляют темпераментность, энергетику для исполнителей, зрелищность.

Женщины одеты в лучшие свои наряды. Особую прелесть танцу придает «позвякивание» серебряных монет в украшениях женщин – нагрудные мониста, нашейные украшения, серьги, пояса с монетами, также монеты пришивались и на украшенных тесьмой или вышивкой черных онучах на ногах. Пояса мужчин также украшались монетами. На ногах мягкая национальная обувь из кожи (типа лаптей). Четыре исполнителя (двое мужчин и две женщины) встают в рисунок «квадрат» лицом в центр квадрата. Музыканты дают вступление (обычно два такта) и двое исполнителей с движением «дробь-гармошка» из противоположных углов двигаются навстречу друг другу и меняются местами, двое оставшихся исполнителей «притаптывают» на месте, потом пары меняются ролью. Мужчины взмахивают руками вверх, у женщин руки внизу исполняют мягкие покачивания из стороны в сторону (пальцы собраны в положение «птичья голова» (пальцы собраны в мягкий кулачок, а большой палец положен поверх указательного, создавая видимость «клюва»). После исполнения первого квадрата музыканты делают проигрыши, во время которых исполнители мягкими скользящими шагами делают повороты вокруг себя (в паре и т.д. в зависимости от фантазии).

Танец в первозданном виде и в сценической обработке бытует в репертуаре различных фольклорных коллективов (детских, молодежных, взрослых).

Танец исполняется жителями вышеназванных деревень на праздниках, народных обрядах, мероприятиях культурно-досуговых, общеобразовательных учреждений (или после мероприятий в фойе или на улице перед учреждением, по добровольному желанию жителей как эмоциональное дополнение от полученного эстетического наслаждения от проведенных мероприятий). Умеют исполнять танец и дети, и молодежь, и взрослые, и люди преклонного возраста. Передается танец из поколения в поколение бытовым образом (учатся друг у друга, у родителей, братьев и сестер, придерживаясь традиций, манеры и характера исполнения). Также сохранению танца способствуют любительские клубные коллективы, функционирующие в том или ином учреждении поселения.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала