Вход
0 отзывов
Национальная калмыцкая борьба
Республика Калмыкия, Элиста, городской округ Элиста, улица В.И. Ленина
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Национальная калмыцкая борьба

Категории

Описание

На протяжении многих веков монголоязычный мир культивировал три основных вида спорта, или, как их еще называли, «три игрища мужей»: борьбу, стрельбу из лука и скачки. Это три составляющих военно-спортивной подготовки дружинников кочевого войска, ибо ловкость, меткость и сила были залогом успеха многочисленных военных кампаний предков калмыков. Сегодня традиция проведения этих игр, выдержав испытание временем, сохраняет свою эмоциональную и социальную значимость, как, например, «Наадом» в Монголии и монгольских районах Китая, или возрождается после многих лет забвения, как «Сурхарбан» в Бурятии и «Джангариада» в Калмыкии. Наиболее захватывающий и, наверное, самый зрелищный вид этих игр – национальная борьба.

Калмыки всегда любили борьбу. Показательные выступления устраивали на больших и малых празднествах, по случаю завершения военного похода или освещения боевого знамени, по случаю свадьбы правителя или рождения его наследника. Лучшие борцы защищали честь своего рода, улуса или правителя, например в начале XX века в Маныческом улусе прославился своей борцовской удалью человек по имени Ондор Манджи. А борцовские состязания в калмыцкой степи всегда привлекали знаменитейших борцов дореволюционной России. Неслучайно в Калмыцком базаре устраивал свои показательные выступления знаменитый Иван Поддубный.

Увидев калмыков в первой половине XIX века, Николай Гоголь отметил, что «несмотря на бедность жизни, тощие и почти не производящие степи, калмык здоров и крепок. Смугл, черноволос, широкоскул, схож с китайцем и манжуром. Быстроглаз и видит далеко. Статен, среднего роста, ловок на лошади (и неуклюж при ходьбе по причине кривизны ног от беспрестанной езды на лошади). Силен: сила не нарывная, но неутомимая».

Калмыцкая борьба устраивалась не только в дни праздников, иной раз просто два знатных нойона решали проверить своих лучших борцов, которые защищали честь своего правителя.

Современники, будучи свидетелями подобных мероприятий, оставляли свои описания. Так, путешествовавший в калмыцких степях в конце XIX века Василий Немирович-Данченко писал: «По местному обычаю, не борцы выбирают друг друга. Из толпы выберут сначала одного и уведут его в кибитку, потом другого — в другую кибитку. Выводят их на арену закрытыми. Так что противник противника узнает тогда, когда сбросят с них покрывала. Калмыки стали стеною кругом, но вот стена провалилась с двух противоположных сторон, и распорядители ввели в свободное пространство двух борцов, которым на голову были наброшены их собственные бешметы. Глаза и лицо сплошь было закрыты ими. Единственное, что было оставлено — перевязка вокруг бедер. Сильные тела — на сильных ногах... Тут не одна сила, но и красота. Все строго соразмерно. Каждый мускул очерчивается рельефно на смуглом теле... распорядители моментально, в одно и то же время, сдернули покрывала, и борцы взглянули друг другу в глаза... Они схватились приемами и казалось, что борцы просто стоят, охватив друг друга. Только напряжение жил и еще более резкие очертания мускулов обнаруживали страшные усилия противников. Но вот один чуть поддался и тотчас крепче стал; пошатнулся другой... Жилы все пухнут... Вот они перешли в более оживленную борьбу, стараются подловить друг друга на чем-нибудь... Вся толпа следит за ними. Но вот один падает, на головы моментально набрасывают бешметы, толпа кидается, и борцов уводят, чтобы честное единоборство не обратилось в драку и не вызвало вражды». 

Удары не допускались. Борцов закутанными после борьбы держали несколько минут, пока волнение улеглось и чувство некоторой досады у побежденного не прошло. Тотчас же после того они встретились друзьями и подали друг другу руки. Как часто сегодня нам не хватает подобного проявления благородства и уважения к друг другу.

Перед началом состязания борцы находятся в разных кибитках, а в это время их представители воодушевляют каждого из них, уверяя, что противник не обладает такой силой и умением, как он. Под эти витиеватые восхваления борцы скидывают с себя одежду, оставляя только шаровары, которые закатывают выше колен. На поясе завязывается кушак, необходимый в единоборстве, борцов накидывают халатом, чтобы они заранее не могли видеть своих противников. Из кибиток они выходят в сопровождении двух калмыков, в прошлом известных и опытных борцов. В центре круга с них скидывают бешметы и, пожав друг другу руки, они расходятся в стороны на пять-шесть шагов. После этого, наклонившись в пояс, они начинают ходить, описывая круги. При этом они хватают песок или пыль и, потирая ладони своих рук, бросают его на воздух, напоминая тем самым бой быков, которые раздраженно роют землю перед поединком. Между тем они ни на секунду не отрывают взгляд от своего противника, стараясь поймать момент и провести какой-нибудь прием. Мгновенно они бросаются друг на друга, хватаясь за кушак-пояс правой рукой через спину, а левой — спереди, около живота, или за штанину, стараясь держать ноги вдали друг от друга. В этот момент их поза напоминает форму полуобруча, чуть пригнутого к земле. В борьбе кочевников главную роль играет сила, а не ловкость борцов, причем существуют определенные правила, нарушение которых лишает победителя звания «Степного силача».

Нельзя делать подсечки или ломать соперника, подставив ногу. Необходимо уронить его силой или перебросить через себя. Этот прием совершался следующим образом. Сильный борец, подтянув к себе противника на близкое расстояние, вдруг падает на землю и, лежа на спине, перекидывает соперника через свою голову, поставив его вверх ногами. Часто поставленный таким образом борец, сильно ударившись головою об землю, от сотрясения мозга терял сознание. Поэтому оппонент старался как можно сильнее держаться за пояс и лишить первого всякой гибкости, после чего они оба валились на землю и продолжали схватку в партере. Каждый старался смять под себя противника, и достигший этой цели при согласии избранных лиц (судей) считался победителем. В это время присутствующие издавали хвалебные крики, благодаря победителя, прославившего их улус или род. Некоторые зрители, особенно богатые скотоводы, входили в такой экстаз, что дарили, тут же сняв с себя, новый шелковый халат или полностью оседланную лошадь для верховой езды, не только победителю, но и проигравшему, за то, что своей захватывающей схваткой доставили удовольствие ему и всем присутствующим гостям.


Источник фотографий: Russia.Travel

На протяжении многих веков монголоязычный мир культивировал три основных вида спорта, или, как их еще называли, «три игрища мужей»: борьбу, стрельбу из лука и скачки. Это три составляющих военно-спортивной подготовки дружинников кочевого войска, ибо ловкость, меткость и сила были залогом успеха многочисленных военных кампаний предков калмыков. Сегодня традиция проведения этих игр, выдержав испытание временем, сохраняет свою эмоциональную и социальную значимость, как, например, «Наадом» в Монголии и монгольских районах Китая, или возрождается после многих лет забвения, как «Сурхарбан» в Бурятии и «Джангариада» в Калмыкии. Наиболее захватывающий и, наверное, самый зрелищный вид этих игр – национальная борьба.

Калмыки всегда любили борьбу. Показательные выступления устраивали на больших и малых празднествах, по случаю завершения военного похода или освещения боевого знамени, по случаю свадьбы правителя или рождения его наследника. Лучшие борцы защищали честь своего рода, улуса или правителя, например в начале XX века в Маныческом улусе прославился своей борцовской удалью человек по имени Ондор Манджи. А борцовские состязания в калмыцкой степи всегда привлекали знаменитейших борцов дореволюционной России. Неслучайно в Калмыцком базаре устраивал свои показательные выступления знаменитый Иван Поддубный.

Увидев калмыков в первой половине XIX века, Николай Гоголь отметил, что «несмотря на бедность жизни, тощие и почти не производящие степи, калмык здоров и крепок. Смугл, черноволос, широкоскул, схож с китайцем и манжуром. Быстроглаз и видит далеко. Статен, среднего роста, ловок на лошади (и неуклюж при ходьбе по причине кривизны ног от беспрестанной езды на лошади). Силен: сила не нарывная, но неутомимая».

Калмыцкая борьба устраивалась не только в дни праздников, иной раз просто два знатных нойона решали проверить своих лучших борцов, которые защищали честь своего правителя.

Современники, будучи свидетелями подобных мероприятий, оставляли свои описания. Так, путешествовавший в калмыцких степях в конце XIX века Василий Немирович-Данченко писал: «По местному обычаю, не борцы выбирают друг друга. Из толпы выберут сначала одного и уведут его в кибитку, потом другого — в другую кибитку. Выводят их на арену закрытыми. Так что противник противника узнает тогда, когда сбросят с них покрывала. Калмыки стали стеною кругом, но вот стена провалилась с двух противоположных сторон, и распорядители ввели в свободное пространство двух борцов, которым на голову были наброшены их собственные бешметы. Глаза и лицо сплошь было закрыты ими. Единственное, что было оставлено — перевязка вокруг бедер. Сильные тела — на сильных ногах... Тут не одна сила, но и красота. Все строго соразмерно. Каждый мускул очерчивается рельефно на смуглом теле... распорядители моментально, в одно и то же время, сдернули покрывала, и борцы взглянули друг другу в глаза... Они схватились приемами и казалось, что борцы просто стоят, охватив друг друга. Только напряжение жил и еще более резкие очертания мускулов обнаруживали страшные усилия противников. Но вот один чуть поддался и тотчас крепче стал; пошатнулся другой... Жилы все пухнут... Вот они перешли в более оживленную борьбу, стараются подловить друг друга на чем-нибудь... Вся толпа следит за ними. Но вот один падает, на головы моментально набрасывают бешметы, толпа кидается, и борцов уводят, чтобы честное единоборство не обратилось в драку и не вызвало вражды». 

Удары не допускались. Борцов закутанными после борьбы держали несколько минут, пока волнение улеглось и чувство некоторой досады у побежденного не прошло. Тотчас же после того они встретились друзьями и подали друг другу руки. Как часто сегодня нам не хватает подобного проявления благородства и уважения к друг другу.

Перед началом состязания борцы находятся в разных кибитках, а в это время их представители воодушевляют каждого из них, уверяя, что противник не обладает такой силой и умением, как он. Под эти витиеватые восхваления борцы скидывают с себя одежду, оставляя только шаровары, которые закатывают выше колен. На поясе завязывается кушак, необходимый в единоборстве, борцов накидывают халатом, чтобы они заранее не могли видеть своих противников. Из кибиток они выходят в сопровождении двух калмыков, в прошлом известных и опытных борцов. В центре круга с них скидывают бешметы и, пожав друг другу руки, они расходятся в стороны на пять-шесть шагов. После этого, наклонившись в пояс, они начинают ходить, описывая круги. При этом они хватают песок или пыль и, потирая ладони своих рук, бросают его на воздух, напоминая тем самым бой быков, которые раздраженно роют землю перед поединком. Между тем они ни на секунду не отрывают взгляд от своего противника, стараясь поймать момент и провести какой-нибудь прием. Мгновенно они бросаются друг на друга, хватаясь за кушак-пояс правой рукой через спину, а левой — спереди, около живота, или за штанину, стараясь держать ноги вдали друг от друга. В этот момент их поза напоминает форму полуобруча, чуть пригнутого к земле. В борьбе кочевников главную роль играет сила, а не ловкость борцов, причем существуют определенные правила, нарушение которых лишает победителя звания «Степного силача».

Нельзя делать подсечки или ломать соперника, подставив ногу. Необходимо уронить его силой или перебросить через себя. Этот прием совершался следующим образом. Сильный борец, подтянув к себе противника на близкое расстояние, вдруг падает на землю и, лежа на спине, перекидывает соперника через свою голову, поставив его вверх ногами. Часто поставленный таким образом борец, сильно ударившись головою об землю, от сотрясения мозга терял сознание. Поэтому оппонент старался как можно сильнее держаться за пояс и лишить первого всякой гибкости, после чего они оба валились на землю и продолжали схватку в партере. Каждый старался смять под себя противника, и достигший этой цели при согласии избранных лиц (судей) считался победителем. В это время присутствующие издавали хвалебные крики, благодаря победителя, прославившего их улус или род. Некоторые зрители, особенно богатые скотоводы, входили в такой экстаз, что дарили, тут же сняв с себя, новый шелковый халат или полностью оседланную лошадь для верховой езды, не только победителю, но и проигравшему, за то, что своей захватывающей схваткой доставили удовольствие ему и всем присутствующим гостям.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала