Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яранском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях.
Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.
Восточные марийцы не составляют особой языковую группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII вв. Однако они все же представляют особенную этногруппу.
Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.
Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.
Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки, свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.
Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.
Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шовыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.
На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги надевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.
Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.
Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи («тувыр»), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом («ӱштӧ») и передником («ончаласакыш»). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Головной убор – башлык или шымакш – прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на затылке до плеч. Бышлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный наплечный платок («солык») украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой, подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на свадьбы и праздники.
Мужчины носили туникообразные рубахи («тувыр»), которые несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером, монетками.
В качестве обуви носили лапти («йыдал») прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна («ыштыр», «вургыштыр»). По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.
В настоящее время национальный костюм среди марийцев не потерял своей актуальности и сохранил свое идентификационное значение.
С 1990-х гг. действуют студии традиционной марийской вышивки в городе Звенигово, поселке Медведево, деревне Чодраял Моркинского района, селе Шоруньжа, где мастера шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различными видами прикладного искусства обучаются все желающие.
Современную одежду с национальной вышивкой в Йошкар-Оле можно приобрести в ателье «Сайвер».
Источник фотографий: Russia.Travel
Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яранском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях.
Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.
Восточные марийцы не составляют особой языковую группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII вв. Однако они все же представляют особенную этногруппу.
Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.
Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.
Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки, свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.
Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.
Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шовыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.
На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги надевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.
Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.
Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи («тувыр»), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом («ӱштӧ») и передником («ончаласакыш»). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Головной убор – башлык или шымакш – прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на затылке до плеч. Бышлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный наплечный платок («солык») украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой, подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на свадьбы и праздники.
Мужчины носили туникообразные рубахи («тувыр»), которые несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером, монетками.
В качестве обуви носили лапти («йыдал») прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна («ыштыр», «вургыштыр»). По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.
В настоящее время национальный костюм среди марийцев не потерял своей актуальности и сохранил свое идентификационное значение.
С 1990-х гг. действуют студии традиционной марийской вышивки в городе Звенигово, поселке Медведево, деревне Чодраял Моркинского района, селе Шоруньжа, где мастера шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различными видами прикладного искусства обучаются все желающие.
Современную одежду с национальной вышивкой в Йошкар-Оле можно приобрести в ателье «Сайвер».
Источник фотографий: Russia.Travel