Вход
0 отзывов
Национальный музей-заповедник «Казановка»
Республика Хакасия, Аскизский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Национальный музей-заповедник «Казановка»

Описание

Одним из самых насыщенных археологическими памятниками и легендами в республике является Хакасский национальный музей-заповедник «Казановка». В Казановке расположены поселения, горные святилища, наскальные рисунки, оросительные системы, медные и железные рудники, а также курганы, поминальники, могильные поля древних людей. Всего на территории музея-заповедника выявлено более двух тысяч памятников археологии. Самые ранние из них относятся к эпохе неолита, их возраст превышает шесть тысяч лет.

В степных долинах музея-заповедника часто встречаются одиноко стоящие камни — стелы, менгиры и изваяния. Большинство этих памятников было создано в эпоху бронзы. Исследователи предполагают, что такими камнями обозначались места проведения древних обрядов, в которых были задействованы и сами объекты.

В центре живописной долины Кюг, стоит одинокий камень из серого гранита — Ах тас (Белый камень). Эта стела около двух метров высотой и треугольная в сечении. Появилась она здесь около четырех тысяч лет назад.  Последние полторы тысячи лет этот камень используется местными жителями для лечения различных болезней: по легендам, Ах тас излечивает от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови.

В километре к северо-востоку от села Казановка, на левом берегу реки Аскиз, до шестидесятых годов XX столетия возвышалась живописная скала Иней тас (Каменная Бабушка). Скала нависала над дорогой на высоте примерно тридцать метров и по форме действительно напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу.  Этот памятник имел два основных значения: он был родовой горой Майнагашевых и покровителем скотоводства для всего местного населения. Вплоть до середины пятидесятых годов ХХ столетия у скалы Иней тас проходили обряды жертвоприношений горным духам.

У самого подножья Иней тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены скульптурки домашних животных. Вот как её описывает путешественник конца XIX века Д. Клеменц: «Она представляла собой площадку величиной с большой письменный стол, усыпанную песком и огороженную плиточками… Вся площадка была заставлена маленькими фигурками, силившимися напомнить собой каких-то животных. Рядом с вещицами, носившими на себе следы обделки, были и простые речные гальки, обточенные водой». Сохранилось предание, что перед тем, как откочевать с летника на зимник, нужно было подняться к подножью Иней тас и аккуратно установить скульптуры животных. После возвращения с зимника люди шли к скале, чтобы посмотреть, в каком состоянии находятся фигурки. Если стоят, как стояли, значит, год будет благополучным, если некоторые упали, значит и среди скота будет падёж. Таким образом, это своего рода памятник скотоводческой магии. К сожалению, от него мало что осталось. В самом начале шестидесятых годов ХХ века скала была взорвана.

И после разрушения Иней тас пользуется особым почитанием. Проходя или проезжая мимо того места, местные жители обязательно делают обряд «сек-сек». Это основной дорожный обряд «кормления духов». На перевалах, у кладбища или рядом с особо значимыми местами необходимо остановиться, достать напиток  и налить его в какую-либо емкость. Потом, сорвав зеленую травинку, разбрызгать ею часть жидкости на четыре стороны. При этом произносятся благопожелания местным духам. После молитвы и обращения к духам выпиваются остатки напитка. Сейчас обряд «сек-сек» делают все, кто оказался в дороге и хочет соблюсти заветы предков. В последние годы восстановилась и древняя традиция горных жертвоприношений, таг таихов, собирающая сотни местных жителей, которые отдают дань уважения «хозяйке» этих мест — Каменной Бабушке.


Источник фотографий: Russia.Travel

Одним из самых насыщенных археологическими памятниками и легендами в республике является Хакасский национальный музей-заповедник «Казановка». В Казановке расположены поселения, горные святилища, наскальные рисунки, оросительные системы, медные и железные рудники, а также курганы, поминальники, могильные поля древних людей. Всего на территории музея-заповедника выявлено более двух тысяч памятников археологии. Самые ранние из них относятся к эпохе неолита, их возраст превышает шесть тысяч лет.

В степных долинах музея-заповедника часто встречаются одиноко стоящие камни — стелы, менгиры и изваяния. Большинство этих памятников было создано в эпоху бронзы. Исследователи предполагают, что такими камнями обозначались места проведения древних обрядов, в которых были задействованы и сами объекты.

В центре живописной долины Кюг, стоит одинокий камень из серого гранита — Ах тас (Белый камень). Эта стела около двух метров высотой и треугольная в сечении. Появилась она здесь около четырех тысяч лет назад.  Последние полторы тысячи лет этот камень используется местными жителями для лечения различных болезней: по легендам, Ах тас излечивает от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови.

В километре к северо-востоку от села Казановка, на левом берегу реки Аскиз, до шестидесятых годов XX столетия возвышалась живописная скала Иней тас (Каменная Бабушка). Скала нависала над дорогой на высоте примерно тридцать метров и по форме действительно напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу.  Этот памятник имел два основных значения: он был родовой горой Майнагашевых и покровителем скотоводства для всего местного населения. Вплоть до середины пятидесятых годов ХХ столетия у скалы Иней тас проходили обряды жертвоприношений горным духам.

У самого подножья Иней тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены скульптурки домашних животных. Вот как её описывает путешественник конца XIX века Д. Клеменц: «Она представляла собой площадку величиной с большой письменный стол, усыпанную песком и огороженную плиточками… Вся площадка была заставлена маленькими фигурками, силившимися напомнить собой каких-то животных. Рядом с вещицами, носившими на себе следы обделки, были и простые речные гальки, обточенные водой». Сохранилось предание, что перед тем, как откочевать с летника на зимник, нужно было подняться к подножью Иней тас и аккуратно установить скульптуры животных. После возвращения с зимника люди шли к скале, чтобы посмотреть, в каком состоянии находятся фигурки. Если стоят, как стояли, значит, год будет благополучным, если некоторые упали, значит и среди скота будет падёж. Таким образом, это своего рода памятник скотоводческой магии. К сожалению, от него мало что осталось. В самом начале шестидесятых годов ХХ века скала была взорвана.

И после разрушения Иней тас пользуется особым почитанием. Проходя или проезжая мимо того места, местные жители обязательно делают обряд «сек-сек». Это основной дорожный обряд «кормления духов». На перевалах, у кладбища или рядом с особо значимыми местами необходимо остановиться, достать напиток  и налить его в какую-либо емкость. Потом, сорвав зеленую травинку, разбрызгать ею часть жидкости на четыре стороны. При этом произносятся благопожелания местным духам. После молитвы и обращения к духам выпиваются остатки напитка. Сейчас обряд «сек-сек» делают все, кто оказался в дороге и хочет соблюсти заветы предков. В последние годы восстановилась и древняя традиция горных жертвоприношений, таг таихов, собирающая сотни местных жителей, которые отдают дань уважения «хозяйке» этих мест — Каменной Бабушке.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала