Староладожский Никольский мужской монастырь находится в полукилометре от Староладожской Рюриковской крепости, на левом берегу реки Волхов. Располагается он прямо на берегу реки, под высоким холмом. Холм этот именуют «Победище» — на нем имеется ряд древних курганов-захоронений VIII-Х веков и воинские захоронения времен святого князя Александра Невского, то есть ХIII века. По преданию здесь захоронены ладожане, погибшие в баталиях 1240 и 1242 года — Невской битве и Ледовом побоище. Основание монастыря «в память о гиблых ладожских сродниках» как раз относят к 1240 году, а основателем его считают святого благоверного князя Александра Невского.
Монастырь строился вокруг уже существовавшего к тому времени Никольского собора; позднейшие исследования это подтвердили, датировав строение ХII веком. Первые документальные свидетельства о монастыре найдены в оброчных переписных книгах Обонежской пятины 1496 года и Водской пятины 1499-1500 годов, тогда за обителью числились двадцать деревень.
В 1611 году, когда северо-западные территории русского государства подверглись интервенции со стороны шведов, Никольскому монастырю был разорен. В том же году подвергся полному истреблению Валаамский монастырь. Часть Валаамской братии, спасая ценности и святыни монастыря, бежали на материк и некоторое время находились в Ладоге, найдя приют именно в Никольской обители. Согласно расхожему мнению, здесь они укрывали и главное свое сокровище, главную свою духовную реликвию — мощи святых основателей препододных Сергия и Германа.
Вплоть до революционной поры у ладожских рыбаков сохранялась традиция перед началом лова подойти на лодках к вратам Никольской обители и вознести молитвы преподобным Сергию и Герману, так как их мощи внесли в обитель и тем спасли именно через эти ворота.
При приближении шведов к Ладоге некоторые валаамцы препроводили сберегаемые святыни в Новгород, а иные не пожелали покинуть Ладогу и, как сообщает летопись, «запечатлели зде свою любовь ко Христу своею кровию». В 1620 году, когда шведы и русские определились в вопросе о границе и Валаам остался на шведской территории, разрозненные по Новгородским и Псковским землям валаамские иноки получили земли Васильевского монастыря в Чернавино, на противоположном берегу от Никольского монастыря; фактически здесь сохранился дух, устав и традиции древнего Валаама.
После шведского разорения монастырь начинает отстраиваться в камне и приобретать тот вид, который во многом имеет и сегодня. В переписи 1628 года означено, что в Никольском монастыре были две каменные церкви: одна во имя Святого Иоанна Златоуста, а другая во имя Святого Николая. В 1695 году указом Преосвященного Корнилия, Митрополита Новгородского, церковь Тихвинской Божией Матери, построенная в Зеленецком монастыре еще при преподобном Мартирии, была разобрана и поставлена в том же наименовании в Никольском монастыре в виде придела с папертью. В 1692 году в монастыре возводится каменная восьмигранная колокольня, сразу за ней возводятся новые Святые врата.
В ХVIII века монастырь пережил закрытие, вызванное государственной политикой — делением монастырей на «доходные» и «расходные», однако жители Ладоги ходатайствами своими и обращением к тому, что монастырь является памятником доблестной русской истории, добились его открытия.
С Никольским монастырем связано немало удивительных судеб. В юности здесь жил, обучался в монастырской школе, писал иконы будущий академик живописи В. Максимов. Некоторое время в монастыре подвизался А.Бочков, в монашестве иеромонах Антоний — человек, ранее хорошо известный в петербургских аристократических кругах, друг А. Пушкина и Н. Гоголя. С монастырем также связано имя А. Башуцкого, бывшего одно время адъютантом санкт-петербургского генерал-губернатора В. Милорадовича, смертельно раненого на Сенатской площади во время восстания декабристов 14 декабря 1825 года. А. Башуцкий был рядом с графом Милорадовичем на Сенатской площади. Впоследствии он, в числе немногих, присутствовал при казни пятерых заговорщиков на кронверке Петропавловской крепости.
В советские годы монастырь был упразднен — здесь действовали общежития, ремонтная база сельхозтехники. Монастырь возрожден в 2002 году и передан Церкви в критическом состоянии.
Сегодня одной из доминант обители является храм святого Иоанна Златоуста, устроенный по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 годах на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития святого Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма, орнаменты византийского стиля.
Источник фотографий: Russia.Travel
Староладожский Никольский мужской монастырь находится в полукилометре от Староладожской Рюриковской крепости, на левом берегу реки Волхов. Располагается он прямо на берегу реки, под высоким холмом. Холм этот именуют «Победище» — на нем имеется ряд древних курганов-захоронений VIII-Х веков и воинские захоронения времен святого князя Александра Невского, то есть ХIII века. По преданию здесь захоронены ладожане, погибшие в баталиях 1240 и 1242 года — Невской битве и Ледовом побоище. Основание монастыря «в память о гиблых ладожских сродниках» как раз относят к 1240 году, а основателем его считают святого благоверного князя Александра Невского.
Монастырь строился вокруг уже существовавшего к тому времени Никольского собора; позднейшие исследования это подтвердили, датировав строение ХII веком. Первые документальные свидетельства о монастыре найдены в оброчных переписных книгах Обонежской пятины 1496 года и Водской пятины 1499-1500 годов, тогда за обителью числились двадцать деревень.
В 1611 году, когда северо-западные территории русского государства подверглись интервенции со стороны шведов, Никольскому монастырю был разорен. В том же году подвергся полному истреблению Валаамский монастырь. Часть Валаамской братии, спасая ценности и святыни монастыря, бежали на материк и некоторое время находились в Ладоге, найдя приют именно в Никольской обители. Согласно расхожему мнению, здесь они укрывали и главное свое сокровище, главную свою духовную реликвию — мощи святых основателей препододных Сергия и Германа.
Вплоть до революционной поры у ладожских рыбаков сохранялась традиция перед началом лова подойти на лодках к вратам Никольской обители и вознести молитвы преподобным Сергию и Герману, так как их мощи внесли в обитель и тем спасли именно через эти ворота.
При приближении шведов к Ладоге некоторые валаамцы препроводили сберегаемые святыни в Новгород, а иные не пожелали покинуть Ладогу и, как сообщает летопись, «запечатлели зде свою любовь ко Христу своею кровию». В 1620 году, когда шведы и русские определились в вопросе о границе и Валаам остался на шведской территории, разрозненные по Новгородским и Псковским землям валаамские иноки получили земли Васильевского монастыря в Чернавино, на противоположном берегу от Никольского монастыря; фактически здесь сохранился дух, устав и традиции древнего Валаама.
После шведского разорения монастырь начинает отстраиваться в камне и приобретать тот вид, который во многом имеет и сегодня. В переписи 1628 года означено, что в Никольском монастыре были две каменные церкви: одна во имя Святого Иоанна Златоуста, а другая во имя Святого Николая. В 1695 году указом Преосвященного Корнилия, Митрополита Новгородского, церковь Тихвинской Божией Матери, построенная в Зеленецком монастыре еще при преподобном Мартирии, была разобрана и поставлена в том же наименовании в Никольском монастыре в виде придела с папертью. В 1692 году в монастыре возводится каменная восьмигранная колокольня, сразу за ней возводятся новые Святые врата.
В ХVIII века монастырь пережил закрытие, вызванное государственной политикой — делением монастырей на «доходные» и «расходные», однако жители Ладоги ходатайствами своими и обращением к тому, что монастырь является памятником доблестной русской истории, добились его открытия.
С Никольским монастырем связано немало удивительных судеб. В юности здесь жил, обучался в монастырской школе, писал иконы будущий академик живописи В. Максимов. Некоторое время в монастыре подвизался А.Бочков, в монашестве иеромонах Антоний — человек, ранее хорошо известный в петербургских аристократических кругах, друг А. Пушкина и Н. Гоголя. С монастырем также связано имя А. Башуцкого, бывшего одно время адъютантом санкт-петербургского генерал-губернатора В. Милорадовича, смертельно раненого на Сенатской площади во время восстания декабристов 14 декабря 1825 года. А. Башуцкий был рядом с графом Милорадовичем на Сенатской площади. Впоследствии он, в числе немногих, присутствовал при казни пятерых заговорщиков на кронверке Петропавловской крепости.
В советские годы монастырь был упразднен — здесь действовали общежития, ремонтная база сельхозтехники. Монастырь возрожден в 2002 году и передан Церкви в критическом состоянии.
Сегодня одной из доминант обители является храм святого Иоанна Златоуста, устроенный по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 годах на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития святого Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма, орнаменты византийского стиля.
Источник фотографий: Russia.Travel