Вход
0 отзывов
Новинская деревянная игрушка
Нижегородская область, Чкаловск, городской округ Чкаловск, Пионерская улица, 18
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Новинская деревянная игрушка

Описание

В Нижегородской области существовало несколько центров по изготовлению топорно-щепных игрушек. Самый ранний из них — Чкаловский. К ранним игрушкам конца XVIII —начала XIX века относятся каталки-колёски, каталки-вертушки, меленки, кузнецы на подвижных планках. Сама техника изготовления игрушек была удивительно простой и незамысловатой; прелесть игрушек обуславливали качества материала и его красота.

Мастерили игрушки из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетая столярные и резные детали с токарными. Кустари-игрушечники жили в нескольких деревнях в окрестностях села Новинки и делали деревянные игрушки двух видов — топорно-щепные и точеные.

Во второй половине XIX века возник иной тип деревянной игрушки — с элементами жанра. В деревнях Сумино, Ельзенкино и Леденцово стали резать и красить «белье» запряжек. Появились кони, впряженные в коляски, кареты. Кони в упряжках — образ уже иного содержания, чем традиционный для игрушки, он отражает живые наблюдения ямщицких троек ярмарочного праздничного быта XVIII-XIX веков. В Сумино были целые семейные династии кустарей-игрушечников. Одним из старейших мастеров-игрушечников был Игнатьев Ефим Семенович. Еще в 1970 году он продолжал резать деревянных коней. Украшали игрушку, придавая ей яркость и нарядность в деревне Леденцово.

Во времена расцвета промысла игрушки везли на ближние и дальние базары, а по весне вместе с глиняной посудой и щепным товаром отправляли их в низовья Волги, в другие села и города. Красные, черные, малиновые ямщицкие тройки с лихими конями расходились по всей России. О новинских златогривых конях упоминает Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

Он гордо шел, жевал калач, 
В подарок нес жене кумач, 
Сестре платок, а для детей 
В сусальном золоте коней. 

В 1928 году была организована Новинская промартель (промколхоз) «Правда», куда входили ложкари и кустари-игрушечники. В 1947 году артель игрушечников была ликвидирована. В 2008 году игрушка возрождена Баукиным Александром Анатольевичем.

Новинская деревянная игрушка имеет свои отличительные черты, свое неповторимое своеобразие. Так, фигурки коней скомпонованы на дощечках-подставках с таким расчетом, чтобы силуэт одной лошадки не заслонял другую. Упряжки-каталки делаются одиночные, парные и тройкой.

Окраска и роспись соответствует условной форме коня и отличается большой декоративностью. Кони окрашиваются в черный, красный или коричневый цвета; повозки — в лиловый, вишневый, малиновый, коричневый и черный цвета снаружи и ярко-красный внутри. Несложная роспись в виде широких полос или тонких параллельных линий выполняется черной, желтой, белой, зеленой краской. На фоне основного цвета разрабатываются детали: хомут, седло, попона, дуги. В росписи применяется сусальная позолота.

Одна из тайн, которой владеют только новинские мастера-игрушечники — умение надеть на ось неспадающее колесо. Особый способ насадки колеса на ось также стал отличительной особенностью новинской деревянной игрушки. А делается это так: выточенные колеса просверленными в них отверстиями сырыми надеваются на ось; после высыхания колеса уменьшаются в диаметре, прочно держатся выступом на конце оси, снять их уже невозможно.

При Центре народных ремесел открылся в 2011 году музей крестьянского быта «Русская изба», где представлены все образцы возрожденной деревянной игрушки. С мая 2010 года в Новинском центре ремесел занимаются изготовлением традиционной деревянной игрушки трое мастеров: Галкин Михаил Евгеньевич режет «белье» коней к упряжкам; Лимашов Александр Николаевич выполняет токарно-столярные операции; Баукин Александр Анатольевич расписывает игрушки. 



Источник фотографий: Russia.Travel

В Нижегородской области существовало несколько центров по изготовлению топорно-щепных игрушек. Самый ранний из них — Чкаловский. К ранним игрушкам конца XVIII —начала XIX века относятся каталки-колёски, каталки-вертушки, меленки, кузнецы на подвижных планках. Сама техника изготовления игрушек была удивительно простой и незамысловатой; прелесть игрушек обуславливали качества материала и его красота.

Мастерили игрушки из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетая столярные и резные детали с токарными. Кустари-игрушечники жили в нескольких деревнях в окрестностях села Новинки и делали деревянные игрушки двух видов — топорно-щепные и точеные.

Во второй половине XIX века возник иной тип деревянной игрушки — с элементами жанра. В деревнях Сумино, Ельзенкино и Леденцово стали резать и красить «белье» запряжек. Появились кони, впряженные в коляски, кареты. Кони в упряжках — образ уже иного содержания, чем традиционный для игрушки, он отражает живые наблюдения ямщицких троек ярмарочного праздничного быта XVIII-XIX веков. В Сумино были целые семейные династии кустарей-игрушечников. Одним из старейших мастеров-игрушечников был Игнатьев Ефим Семенович. Еще в 1970 году он продолжал резать деревянных коней. Украшали игрушку, придавая ей яркость и нарядность в деревне Леденцово.

Во времена расцвета промысла игрушки везли на ближние и дальние базары, а по весне вместе с глиняной посудой и щепным товаром отправляли их в низовья Волги, в другие села и города. Красные, черные, малиновые ямщицкие тройки с лихими конями расходились по всей России. О новинских златогривых конях упоминает Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

Он гордо шел, жевал калач, 
В подарок нес жене кумач, 
Сестре платок, а для детей 
В сусальном золоте коней. 

В 1928 году была организована Новинская промартель (промколхоз) «Правда», куда входили ложкари и кустари-игрушечники. В 1947 году артель игрушечников была ликвидирована. В 2008 году игрушка возрождена Баукиным Александром Анатольевичем.

Новинская деревянная игрушка имеет свои отличительные черты, свое неповторимое своеобразие. Так, фигурки коней скомпонованы на дощечках-подставках с таким расчетом, чтобы силуэт одной лошадки не заслонял другую. Упряжки-каталки делаются одиночные, парные и тройкой.

Окраска и роспись соответствует условной форме коня и отличается большой декоративностью. Кони окрашиваются в черный, красный или коричневый цвета; повозки — в лиловый, вишневый, малиновый, коричневый и черный цвета снаружи и ярко-красный внутри. Несложная роспись в виде широких полос или тонких параллельных линий выполняется черной, желтой, белой, зеленой краской. На фоне основного цвета разрабатываются детали: хомут, седло, попона, дуги. В росписи применяется сусальная позолота.

Одна из тайн, которой владеют только новинские мастера-игрушечники — умение надеть на ось неспадающее колесо. Особый способ насадки колеса на ось также стал отличительной особенностью новинской деревянной игрушки. А делается это так: выточенные колеса просверленными в них отверстиями сырыми надеваются на ось; после высыхания колеса уменьшаются в диаметре, прочно держатся выступом на конце оси, снять их уже невозможно.

При Центре народных ремесел открылся в 2011 году музей крестьянского быта «Русская изба», где представлены все образцы возрожденной деревянной игрушки. С мая 2010 года в Новинском центре ремесел занимаются изготовлением традиционной деревянной игрушки трое мастеров: Галкин Михаил Евгеньевич режет «белье» коней к упряжкам; Лимашов Александр Николаевич выполняет токарно-столярные операции; Баукин Александр Анатольевич расписывает игрушки. 



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала