Выбор города
Москва Санкт-Петебург Сочи Казань Новосбирск Нижний Новгород Калининград Екатеринбург
Абакан Анапа Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Белокуриха Благовещенск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Вологда Воронеж Выборг Горячий Ключ Дербент Евпатория Екатеринбург Елец Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Каменск-Уральский Кемерово Киров Кисловодск Кострома Краснодар Красноярск Кунгур Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Майкоп Махачкала Москва Мурманск Мытищи Мышкин Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Оренбург Орёл Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Псков Пятигорск Ростов Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Симферополь Смоленск Соликамск Сочи Ставрополь Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Углич Улан-Удэ Ульяновск Уфа Феодосия Хабаровск Ханты-Мансийск Чебоксары Челябинск Чита Элиста Якутск Ялта Ярославль
Онежские петроглифы расположены в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы расположены группами на скалистых мысах Бесова носа…

Онежские петроглифы

Онежские петроглифы: Фото 1 Онежские петроглифы: Фото 2 Онежские петроглифы: Фото 3 Онежские петроглифы: Фото 4

Описание

Онежские петроглифы расположены в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы расположены группами на скалистых мысах Бесова носа, Кладовца, Гагажьем, Пери Носу и на острове Гурий. В целом Онежское наскальное святилище охватывает участок озерного берега длиной в 20,5 км и насчитывает примерно 1200 изображений, нередко объединенных в композиции. Онежские петроглифы открыл в 1848 году геолог из Санкт-Петербурга К.Гревинг.

Многие рисунки отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 - 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.

Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием петроглифов. Прежде всего это знаменитая "триада" на оконечности мыса Бесов Нос: "бес" (фигура человека больше двух метров с растопыренными пальцами и непропорционально маленькими ногами), сом (налим) и выдра (ящерица), а также солярные и лунарные знаки – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов).

Мыс Бесов Нос расположен в 18 км к югу от п.Шальский. Жители близлежайших деревень издавна знали о наскальных рисунках и считали их порождением "нечистой силы", о чем говорит само название мыса. Монахи расположенного неподалеку Муромского монастыря пытались нейтрализовать эти "дьявольские картинки", выбивая христианские кресты на некоторых фигурах.

Севернее Бесова Носа находится Пери Нос. Здесь также сохранились наскальные рисунки - 7 разрозненных групп. Еще севернее, на мысу Карецкий Нос, обнаружено скопление из 120 фигур, где петроглифы тянутся почти вдоль всего южного склона. Интересны петроглифы на полуострове Кочковнаволок около п.Шальский. Они обнаружены в 1970 - 1990-е гг. и насчитывают примерно 200 выбивок, в числе которых трехметровый лебедь, различные сложные сцены мифологического характера с людьми, птицами, лодками.

Немало труда затрачено на выявление широко известных теперь онежских петроглифов. Известные исследователь петроглифов А.Я.Брюсов специально наблюдал за поверхностью скал в разные часы летнего дня. Ему удалось разглядеть ряд плохо заметных изображений, видимых только в определенные часы. "Однажды - пишет А.Я.Брюсов - после большого дождя поднялся сильный ветер, который быстро высушил гладкие поверхности скал, тогда как даже в едва заметных углублениях влага окрашивала их в темный цвет. При этом на Бесовом Носу, восточнее центральной группы, за большой трещиной ярко вырисовалось несколько изображений, которые при иных условиях оставались невидимыми во все часы дня. Только резкая разница в цвете высохшей гладкой поверхности и еще влажных мельчайших выбоин, разница, которую почти невозможно осуществить искусственным путем, создала случайную возможность видеть эти изображения".

И по сей день ученые открывают новые рисунки или же неизвестные ранее важные детали старых изображений. Одна из причин таких сюрпризов - плохая сохранность многих наскальных фигур. Четкость наскальных гравюр в большой степени зависит от освещения. Лучше всего осматривать их ранним солнечным утром или вечером. Косые лучи восходящего или заходящего солнца делают изображения более рельефными и хорошо заметными. Световые эффекты подчас настолько сильны, что буквально преображают рисунки. 


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы

Отзывов пока нет, будь первым!
Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала