Этот театр родился на исходе 1976-го года и долго звался просто Орловский ТЮЗ. Основателями стали «варяги»: красноярцы режиссер Юрий Копылов, художник Станислав Шавловский и ленинградцы во главе с молодым режиссером Борисом Цейтлиным.
Орловский зритель быстро «назначил» звездами актеров первого «призыва»: Елену Успенскую и Жанну Хрулеву, Аркадия Поляка и Виктора Запорожского, Елену Крайнюю и Владимира Кушнарева. Первые же спектакли новорожденного коллектива заставили говорить о появлении на орловских просторах небанального театра. Это были оригинальные инсценировки «Педагогической поэмы» К. Макаренко («Колонисты») и романа Александра Дюма «Д’Артаньян и три мушкетера» («Неистовый гасконец») в постановке Юрия Копылова, спектакли Бориса Цейтлина «Алые паруса» по А. Грину, «Стеклянный зверинец» по Т. Уильямсу, «Приключения Буратино в стране дураков».
«Что общего в этих спектаклях? — размышляет по прошествии лет журналист Владимир Ермаков („Орловский вестник“ от 04.04.2012) — Пластика юности, этика мятежности и поэтика нежности. Словно весенний ручей взломал лед официального искусства, вдвойне казенного в провинциальном изводе. Гремучая смесь серьезности и озорства взбудоражила культурную среду и насторожила руководство». Действительно, успех слишком смелого театра среди своей публики и зрителей обеих столиц (в 1981-1982 годах театр с большим успехом гастролировал в Москве и Ленинграде) привел к усилению контроля со стороны орловской администрации, режиссерам-экспериментаторам пришлось покинуть ТЮЗ.
В 1987-м главным режиссером Орловского театра стал Александр Михайлов, и начал он с того, что взялся за постановку пьесы, никогда доселе не шедшей на советской сцене. Это были «Адам и Ева» Михаила Булгакова. Для многих актеров труппы спектакль стал звездным часом, Нонна Исаева (Ева) и Владимир Крашенинников (Маркизов) удостоились лестных отзывов профессионалов, призов. Постановщик спектакля Александр Михайлов был признан лучшим режиссером на фестивале в Киеве, посвященном 100-летию М. Булгакова.
Первые годы руководства Михайлова принесли театру заметное обновление, но легкой жизнь орловского ТЮЗа не стала. Мюзикл «Кандид» по одноименному произведению Вольтера, спектакль по пьесе Алексея Казанцева «Сны Евгении» вызывают яростные споры. Не все орловские зрители принимают новую драматургию и неожиданные интерпретации классики, но театр, безусловно, становится в тот период важной общественно-культурной институцией города. «Театр определяет сферу своих интересов — внутренний мир молодого человека, вступающего в жестокую взрослую жизнь, и в 1990-м году берет новое название — «Свободное пространство», — пишут историки орловского театра в хронике.
В начале 1990-х «Свободное пространство» выходит на международную арену. Со спектаклем «Великая война Рикки-Тикки-Тави» по знаменитому рассказу Редъярда Киплинга коллектив выезжает на гастроли в США, принимает участие в международном фестивале в Испании. Премьеру спектакля «Белый Клык» по роману Джека Лондона вообще сыграли в 1994-м в Калифорнии, и с тех пор эта музыкально-пластическая притча о Природе, Волке и Человеке с успехом игралась на фестивалях по всему миру. В театре ставят режиссеры из разных стран: США, Испании, Великобритании. Работают известные российские постановщики — Георгий Цхвирава («Ночь ошибок» У. Голдсмита) и Геннадий Тростянецкий («Господин де Пурсоньяк» Ж.Б. Мольера, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина). «Знаковым спектаклем театра стали „Маленькие трагедии“ Г. Тростянецкого, поставленные к двухвековому юбилею Пушкина, — читаем в статье Владимира Ермакова. — В этом почти сакральном действе театр достигает предельной концентрации своей уникальной специфики. Любовь к автору и доверие к зрителю огораживают сценическую площадку от всего лишнего, оставляя лишь самое значимое. Всемирное воспринимается как родное, а пушкинское как непреходящее. Тоска по мировой культуре разрешается ностальгическим катарсисом».
Начиная с 1996-го года, при театре воспитываются молодые актеры — Александр Михайлов преподает в Орловском институте искусств и культуры, приобщая учеников к живому делу «Свободного пространства». За годы существования театра труппа менялась, многие актеры уезжали в другие города. Невосполнимой потерей стал ранний уход из жизни любимца орловской публики Владислава Трахтенберга — актера из числа «первопроходцев» ТЮЗа. «Новое поколение актеров естественно и органично вписывается в структуру труппы, — справедливо замечает знаток орловского театра Владимир Ермаков. — Мария Козлова и Сергей Козлов, Валерия Жилина и Станислав Иванов, Анастасия Беккер и Михаил Артемьев... Нельзя сказать, что в этом театре имена делают кассу, но то, что зритель жалует своих актеров устойчивыми симпатиями, — вне сомнений». А зрителей орловский театр принимает в собственном большом здании, имеющем два зала: Большой (почти на 400 мест) и Малый (на 70 мест). Сегодня в репертуаре «Свободного пространства» 23 спектакля, из которых 7 предназначены детям.
Источник фотографий: Russia.Travel
Этот театр родился на исходе 1976-го года и долго звался просто Орловский ТЮЗ. Основателями стали «варяги»: красноярцы режиссер Юрий Копылов, художник Станислав Шавловский и ленинградцы во главе с молодым режиссером Борисом Цейтлиным.
Орловский зритель быстро «назначил» звездами актеров первого «призыва»: Елену Успенскую и Жанну Хрулеву, Аркадия Поляка и Виктора Запорожского, Елену Крайнюю и Владимира Кушнарева. Первые же спектакли новорожденного коллектива заставили говорить о появлении на орловских просторах небанального театра. Это были оригинальные инсценировки «Педагогической поэмы» К. Макаренко («Колонисты») и романа Александра Дюма «Д’Артаньян и три мушкетера» («Неистовый гасконец») в постановке Юрия Копылова, спектакли Бориса Цейтлина «Алые паруса» по А. Грину, «Стеклянный зверинец» по Т. Уильямсу, «Приключения Буратино в стране дураков».
«Что общего в этих спектаклях? — размышляет по прошествии лет журналист Владимир Ермаков („Орловский вестник“ от 04.04.2012) — Пластика юности, этика мятежности и поэтика нежности. Словно весенний ручей взломал лед официального искусства, вдвойне казенного в провинциальном изводе. Гремучая смесь серьезности и озорства взбудоражила культурную среду и насторожила руководство». Действительно, успех слишком смелого театра среди своей публики и зрителей обеих столиц (в 1981-1982 годах театр с большим успехом гастролировал в Москве и Ленинграде) привел к усилению контроля со стороны орловской администрации, режиссерам-экспериментаторам пришлось покинуть ТЮЗ.
В 1987-м главным режиссером Орловского театра стал Александр Михайлов, и начал он с того, что взялся за постановку пьесы, никогда доселе не шедшей на советской сцене. Это были «Адам и Ева» Михаила Булгакова. Для многих актеров труппы спектакль стал звездным часом, Нонна Исаева (Ева) и Владимир Крашенинников (Маркизов) удостоились лестных отзывов профессионалов, призов. Постановщик спектакля Александр Михайлов был признан лучшим режиссером на фестивале в Киеве, посвященном 100-летию М. Булгакова.
Первые годы руководства Михайлова принесли театру заметное обновление, но легкой жизнь орловского ТЮЗа не стала. Мюзикл «Кандид» по одноименному произведению Вольтера, спектакль по пьесе Алексея Казанцева «Сны Евгении» вызывают яростные споры. Не все орловские зрители принимают новую драматургию и неожиданные интерпретации классики, но театр, безусловно, становится в тот период важной общественно-культурной институцией города. «Театр определяет сферу своих интересов — внутренний мир молодого человека, вступающего в жестокую взрослую жизнь, и в 1990-м году берет новое название — «Свободное пространство», — пишут историки орловского театра в хронике.
В начале 1990-х «Свободное пространство» выходит на международную арену. Со спектаклем «Великая война Рикки-Тикки-Тави» по знаменитому рассказу Редъярда Киплинга коллектив выезжает на гастроли в США, принимает участие в международном фестивале в Испании. Премьеру спектакля «Белый Клык» по роману Джека Лондона вообще сыграли в 1994-м в Калифорнии, и с тех пор эта музыкально-пластическая притча о Природе, Волке и Человеке с успехом игралась на фестивалях по всему миру. В театре ставят режиссеры из разных стран: США, Испании, Великобритании. Работают известные российские постановщики — Георгий Цхвирава («Ночь ошибок» У. Голдсмита) и Геннадий Тростянецкий («Господин де Пурсоньяк» Ж.Б. Мольера, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина). «Знаковым спектаклем театра стали „Маленькие трагедии“ Г. Тростянецкого, поставленные к двухвековому юбилею Пушкина, — читаем в статье Владимира Ермакова. — В этом почти сакральном действе театр достигает предельной концентрации своей уникальной специфики. Любовь к автору и доверие к зрителю огораживают сценическую площадку от всего лишнего, оставляя лишь самое значимое. Всемирное воспринимается как родное, а пушкинское как непреходящее. Тоска по мировой культуре разрешается ностальгическим катарсисом».
Начиная с 1996-го года, при театре воспитываются молодые актеры — Александр Михайлов преподает в Орловском институте искусств и культуры, приобщая учеников к живому делу «Свободного пространства». За годы существования театра труппа менялась, многие актеры уезжали в другие города. Невосполнимой потерей стал ранний уход из жизни любимца орловской публики Владислава Трахтенберга — актера из числа «первопроходцев» ТЮЗа. «Новое поколение актеров естественно и органично вписывается в структуру труппы, — справедливо замечает знаток орловского театра Владимир Ермаков. — Мария Козлова и Сергей Козлов, Валерия Жилина и Станислав Иванов, Анастасия Беккер и Михаил Артемьев... Нельзя сказать, что в этом театре имена делают кассу, но то, что зритель жалует своих актеров устойчивыми симпатиями, — вне сомнений». А зрителей орловский театр принимает в собственном большом здании, имеющем два зала: Большой (почти на 400 мест) и Малый (на 70 мест). Сегодня в репертуаре «Свободного пространства» 23 спектакля, из которых 7 предназначены детям.
Источник фотографий: Russia.Travel