Вход
0 отзывов
Озеро Счастья
Республика Калмыкия, Городовиковский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Озеро Счастья

Категории

Описание

На одном из небольших курганов близ Чапаевского озера, расположенного на территории Городовиковского района, обнаружено множество старинных цаца. Озеро это некогда называлось Цаган-Нур (озеро Счастья). В народе называют его еще Чапаевским, по названию близлежащего поселка.

Издавна к окрестностям этого озера калмыки относились по-особому. Здесь проводились значимые в жизни болыпедербетовцев мероприятия. Антон Мудренович Амур-Санан в своей книге «Мудрешкин сын» рассказывает о праздновании на берегу Цаган-Нура 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Предки местных жителей лечили свои недуги в лимане, соседствующим с Цаган-Нуром. Старожилы давно рассказывают о целебных свойствах его глины.

К цаца у буддистов всегда было трепетное отношение. Это глиняные отпечатки священного символа, сделанные с помощью металлической пресс-формы. Цаца создают в связи с паломничеством к святым местам. Путешественник собирает священную глину, чтобы отпечатать изображения, потом высушивает на солнце. Также цаца используются для заполнения ступ, носят как амулеты. Производство цаца считается действием, приносящим заслугу, т.е. добро, успех, здоровье его семье и земле, где проходит работа. Во время изготовления цаца обычно читают мантры. Иногда глину смешивали с прахом умерших святых. В других случаях замуровывали маленький рулон пергамента с текстом мантры. Цаца играют очень важную роль в похоронных ритуалах. В цаца конической формы, сделанные близкими родственниками и друзьями, кладут несколько рисовых или пшеничных зерен. Из-за того, что похоронные цаца редко обжигают, зерна иногда пускают ростки: таким образом символично выражается непрекращающийся круг преобразований, который испытывают все существа.

Когда выдавливали пресс-форму из свежей, все еще мягкой глины, то лама прижимал свой палец или кисть руки к обратной стороне цаца, отпечатывая изображение. Возможно, они отпечатаны именно с той самой глины с лимана, имеющей целебные свойства.

Есть мнение, что найденные цаца — с места хурула, построенного княгиней Гахаевой. В 1858 году в честь рождения сына, будущего владельца Болыпедербетовского улуса Дордже (Михаил) Гахаева, княгиня Джоодже Гахаева в знак благодарности бурханам на свои средства построила хурул. Этот хурул действовал всего несколько лет, богослужения в нем проводились только в зимнее время (в это время калмыки все еще кочевники). Постепенно каменное здание разрушилось, в немалой степени этому способствовали крестьяне, переселившиеся после отмены крепостного права. Позже старший бакша Болыпедербетовских хурулов распорядился использовать оставшиеся стройматериалы на постройку каменной ограды вокруг нового хурула на урочище Башанта-Хурул.

Может быть, эти цаца — с места захоронения нойона Хапчукова. В одном из сборников статистических сведений Ставропольской губернии сообщается о том, что болыпедербетовцы в 1866 году пожертвовали 300 рублей серебром на устройство каменного памятника бывшему владельцу нойону Болыпедербетовского улуса Очиру Хапчукову.

Также здесь мог находиться памятник императору Павлу I. Известно, что в 1800 году калмыки на сходе вынесли решение об установлении памятника императору Павлу I в знак благодарности. 11 августа 1800 года Павел I подписал Указ, согласно которому болыпедербетовцы получали полную самостоятельность и фактически статус субъекта России. Согласно этому повелению, болыпедербетовцы избрали себе нойона и стали независимыми от казаков Дона (до этого они кочевали по землям Войска Донского) и должны были перейти в зависимость прямо от государя, переписываться напрямую с ним. Но уже 14 октября этого же года Всемилостивейшей грамотой Чучей Тундутов был назначен наместником калмыцкого народа.


Источник фотографий: Russia.Travel

На одном из небольших курганов близ Чапаевского озера, расположенного на территории Городовиковского района, обнаружено множество старинных цаца. Озеро это некогда называлось Цаган-Нур (озеро Счастья). В народе называют его еще Чапаевским, по названию близлежащего поселка.

Издавна к окрестностям этого озера калмыки относились по-особому. Здесь проводились значимые в жизни болыпедербетовцев мероприятия. Антон Мудренович Амур-Санан в своей книге «Мудрешкин сын» рассказывает о праздновании на берегу Цаган-Нура 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Предки местных жителей лечили свои недуги в лимане, соседствующим с Цаган-Нуром. Старожилы давно рассказывают о целебных свойствах его глины.

К цаца у буддистов всегда было трепетное отношение. Это глиняные отпечатки священного символа, сделанные с помощью металлической пресс-формы. Цаца создают в связи с паломничеством к святым местам. Путешественник собирает священную глину, чтобы отпечатать изображения, потом высушивает на солнце. Также цаца используются для заполнения ступ, носят как амулеты. Производство цаца считается действием, приносящим заслугу, т.е. добро, успех, здоровье его семье и земле, где проходит работа. Во время изготовления цаца обычно читают мантры. Иногда глину смешивали с прахом умерших святых. В других случаях замуровывали маленький рулон пергамента с текстом мантры. Цаца играют очень важную роль в похоронных ритуалах. В цаца конической формы, сделанные близкими родственниками и друзьями, кладут несколько рисовых или пшеничных зерен. Из-за того, что похоронные цаца редко обжигают, зерна иногда пускают ростки: таким образом символично выражается непрекращающийся круг преобразований, который испытывают все существа.

Когда выдавливали пресс-форму из свежей, все еще мягкой глины, то лама прижимал свой палец или кисть руки к обратной стороне цаца, отпечатывая изображение. Возможно, они отпечатаны именно с той самой глины с лимана, имеющей целебные свойства.

Есть мнение, что найденные цаца — с места хурула, построенного княгиней Гахаевой. В 1858 году в честь рождения сына, будущего владельца Болыпедербетовского улуса Дордже (Михаил) Гахаева, княгиня Джоодже Гахаева в знак благодарности бурханам на свои средства построила хурул. Этот хурул действовал всего несколько лет, богослужения в нем проводились только в зимнее время (в это время калмыки все еще кочевники). Постепенно каменное здание разрушилось, в немалой степени этому способствовали крестьяне, переселившиеся после отмены крепостного права. Позже старший бакша Болыпедербетовских хурулов распорядился использовать оставшиеся стройматериалы на постройку каменной ограды вокруг нового хурула на урочище Башанта-Хурул.

Может быть, эти цаца — с места захоронения нойона Хапчукова. В одном из сборников статистических сведений Ставропольской губернии сообщается о том, что болыпедербетовцы в 1866 году пожертвовали 300 рублей серебром на устройство каменного памятника бывшему владельцу нойону Болыпедербетовского улуса Очиру Хапчукову.

Также здесь мог находиться памятник императору Павлу I. Известно, что в 1800 году калмыки на сходе вынесли решение об установлении памятника императору Павлу I в знак благодарности. 11 августа 1800 года Павел I подписал Указ, согласно которому болыпедербетовцы получали полную самостоятельность и фактически статус субъекта России. Согласно этому повелению, болыпедербетовцы избрали себе нойона и стали независимыми от казаков Дона (до этого они кочевали по землям Войска Донского) и должны были перейти в зависимость прямо от государя, переписываться напрямую с ним. Но уже 14 октября этого же года Всемилостивейшей грамотой Чучей Тундутов был назначен наместником калмыцкого народа.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала